Перейти к основному содержанию

А. Ю. Емельянов, С. И. Каверин. КОЛЬЦА И ПЕРСТНИ КАК МУЖСКИЕ УКРАШЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ ИРАНА И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Перстень сердолик Иран

А. Ю. Емельянов, С. И. Каверин

КОЛЬЦА И ПЕРСТНИ КАК МУЖСКИЕ УКРАШЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ ИРАНА И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

В данной статье рассматриваются исторические аспекты колец как мужских личных аксессуаров в культуре Ближнего Востока. Проводится анализ возникновения и развития различных типов колец, их материалов и технологий.

Ключевые слова: Кольца и перстни, декоративно-прикладное искусство, Ближний Восток, мужские украшения и аксессуары, ювелирные украшения.

 

Введение

Ещё в глубокой древности человек научился обрабатывать камень: придавать ему нужную форму, размер, сверлить отверстия и гравировать на нём узоры. В Древнем Мире, с появлением письменности возникла необходимость в создании личных подписей и печатей для важных документов. Первыми печатями были каменные или глиняные цилиндры с нанесёнными на поверхность символами, идентифицирующими владельца либо несущими в себе какую-либо информацию. Самые древние образцы относятся к культурам Древнего Египта, Шумера и Вавилонии. Со временем к подобным цилиндрам стали прикреплять металлическую проволоку для ношения на пальцах рук – для удобства и в качестве украшения. Позднее появились перстни с плоскими печатками, выполняющие аналогичную функцию. Таким образом, перстни с печатками изначально были мужским статусным аксессуаром и сохранили свою роль даже в эпоху исламизации Востока, когда украшения в целом стали атрибутом женщин.

При этом одновременно с кольцами-печатями получают широкое распространение кольца, несущие как эстетическую, так и магическую функцию. Кольца изготавливаются из драгоценных металлов и медных сплавов литьём или ковкой. Кольца из золота украшаются драгоценными камнями. Отдельную группу составляют кольца с «глазчатыми» камнями (в основном разновидности халцедона), их внешний вид напоминает глаз. Такие камни являются древнейшими в истории человечества оберегами и популярны на Ближнем Востоке до сих пор, в основном среди мужчин.

 

Рис. 1-2. Кольца с глазчатыми камнями (сердолик, халцедон). Иран, конец 20 века.

Fig. 1-2. Rings with eye agate (carneol, chalcedony). Iran, late 20th century.

 

 

Завоевательные походы Александра Македонского оставили глубочайший след в культуре народов, населяющих Иранское нагорье. Проникновение эллинистической культуры в страны Древнего Востока вызвало подъём ремёсел и декоративно-прикладного искусства. Традиционные формы древнеиранского искусства смешиваются с эллинистическими канонами красоты, появляется новый стиль – это влияние можно проследить и в более поздние эпохи. Среди археологических находок на территории Афганистана греко-бактрийского периода (1 век н. э., раскопки Тилля Тепе) встречаются массивные золотые перстни, украшенные вставками из природных самоцветов [4, стр. 242-290]. Вставки из камня делаются овальной формы, повторяя форму печатки кольца. Камень может быть выпуклым, в виде кабошона, или спиленным заподлицо с металлом – в этом случае он содержит изображение, выполненное в рельефе или контррельефе. Иногда центральная вставка окружена мелкими вставками круглой формы, этот приём встречается позднее в узбекских и таджикских украшениях вплоть до 20 века.

С развитием письменности и ювелирного дела появилось разнообразие образов, наносимых на поверхность печатки кольца: магические надписи и символы, изображения божеств и т. д. В античную эпоху высочайшего уровня достигло изготовление гемм или инталий – фигуративных изображений богов и героев, а в христианскую эпоху – различных святых.

 

Кольца и перстни как мужской аксессуар в культуре мусульманского Востока

 

С приходом ислама на Ближнем Востоке фигуративные изображения отходят на второй план. Их заменяют геометрические узоры и надписи религиозного содержания. Особое значение придаётся материалу. В качестве вставок в кольца и перстни используются различные драгоценные и твёрдые полудрагоценные камни: рубин, изумруд, жадеит, аметист, кварц, различные разновидности агата (сердолик, оникс и пр.). Коралл и бирюза для этой цели подходят меньше, вследствие их малой прочности. Также встречаются печатки с гравировкой на лазурите, этот камень очень популярен на Востоке с древности. Помимо классических форм – круглой и овальной, становятся популярны печатки прямоугольной квадратной, шести- и восьмиконечной форм. Камни могут быть плоскими, гранёными или в виде кабошонов.

Рис. 3. Перстень с лазуритовой печаткой и имитацией надписи. Иран, 10 век [3, стр. 117].

Fig. 3. Ring with lapis lazuli and imitation of inscription [3, p. 117].

 

В сельджукскую эпоху (10-13 вв. н. э.) появляется особый стиль мужских перстней с печатками – крупный и яркий камень заключён в высокую глухую оправу с четырьмя лапками-крапанами. При этом для экономии металла (золото), все элементы выполняются из тонкого прокованного или тиснёного листа с припаянными выпуклыми пластинками, украшенные растительным и геометрическим орнаментом, что создает иллюзию массивного монолитного украшения [2, стр. 60-61]. Подобный способ встречается ещё в сасанидскую эпоху (3-7 вв. н. э.) [6, стр. 28], но начиная с сельджуков, перстни зачастую приобретают крупные «архитектурные» формы. Перстни из серебра и более дешёвых сплавов в эту эпоху чаще изготовляются литьём. Особым отличительным признаком сельджукских мужских перстней является характерное утолщение в нижней части шинки. Стиль этой эпохи прослеживается в иранских и афганских украшениях до начала 20 века.

Отдельный вид мужских колец средневекового Востока – т. н. «кольца лучников» – кольца специальной формы, предназначенные для защиты пальцев при стрельбе из лука. Такое кольцо имеет широкую шинку с треугольным или когтеобразным выступом, расположенным вдоль фаланги. Подобная форма к 19 веку теряет своё функциональное назначение и становится атрибутом женских народных украшений [5, стр. 124-125].

В эпоху средневековья и позднее ношение колец становится овеяно различными легендами. В исламском мире особую популярность приобретают кольца с сердоликом, их носят чаще на мизинце, считается, что такой перстень был у Пророка Мухаммада. Также в эту эпоху весьма популярна библейская история о том, как Моисею фараон подарил перстень, желая возвысить его. Мужским статусным украшением становится перстень с именем владельца. Такую надпись могли заказывать себе самостоятельно у резчика, но особое значение такой перстень приобретает, будучи подаренным властителем своему подчинённому.

Постепенно использование золота для изготовления мужских колец в исламском мире сходит на нет. Это связано с кораническим запретом на ношение золотых украшений мужчинами (на женщин эти ограничения не распространялись), который, однако, ещё в эпоху средневековья зачастую игнорировался в среде истеблишмента. В 19-20 вв. основным материалом таких колец становится 80-90% сплав серебра, получаемый переплавкой европейских монет.

В эту эпоху на территории Средней Азии существовала традиция ношения особых колец и перстней мужчинами определённых профессий: парикмахеров, мясников и т. д. [1, стр. 114].

Надписи на печатках ближневосточных колец исламского периода выполняются чаще всего на арабском языке. Особое значение придаётся декоративному исполнению надписи – использованию различных стилей и шрифтов. Самые ранние образцы (до 12 в. н. э.) выполнены шрифтом «куфи» [2, стр. 62-63], позже получают распространение шрифты «сульс», «накш», «насталик» и др.

Небольшая поверхность печатки кольца, как правило, не позволяет разместить длинную надпись. В основном это короткая цитата из Корана, зикр-поминовение, молитва, имена Аллаха, Пророка и его близких, а также различных святых и шиитских имамов. Однако в сефевидской Персии с 18 века появляется мода на крупные вставки из сердолика с длинными надписями, изящно выгравированными тонким шрифтом [7, стр. 86-87]. Такие надписи могут содержать целую суру (главу) из Корана или несколько аятов.

Рис. 4. Иранский перстень с гравировкой на сердолике – 113 сура Корана «Аль-Ихлас». Иран, 19-20 вв.

Fig. 4. Iranian ring with engraving on carneol – 113 sura of Holy Qooran “Al-Ikhlas”. Iran 19-20 cc.

 

Отдельный вид колец представляют печатки с «магическими квадратами» – прямоугольниками, разделёнными на сектора с цифрами. Подобные украшения встречаются повсеместно от Марокко до Индии.

Особую популярность кольца с печатками, украшенными декоративными и магическими надписями, получают в Персии, эта традиция сохранилась до сих пор в современном Иране. Для экономии места и придания особой таинственности в Иране разработана целая система численных шифров различных изречений из Корана. Например, число 876 – означает фразу «с именем Аллаха милостивого милосердного» (бисмилля), иногда эти цифры ставят перед началом короткой суры из Корана для экономии места. Позднее и вплоть до наших дней получили распространение стихи персидских поэтов, выполненные изящным и компактным почерком «насталик».

 

 

Рис. 5-6. Кольца с «магическими квадратами» (серебро). Западная Сахара, конец 20 века, Иран, современная работа.

Fig. 5-6. Rings with “magic squares”. West Sahara, late 20th century, Iran, contemporary work.

 

И сегодня в странах Северной Африки и Передней Азии с преобладающим мусульманским населением среди мужчин сохранилась традиция носить кольца и перстни. Мужчины обычно носят один перстень на мизинце, безымянном или среднем, реже носят два или три кольца сразу.

 

Заключение

 

К сожалению, в эпоху глобализации производство украшений всё меньше связано с ручным трудом: вместо единичных изделий, несущих на себе стиль и почерк опытного мастера, всё больше появляется серийных и безликих изделий, которые, даже будучи выполненными из драгоценных материалов, являются не более чем бижутерией. Тем более важно изучение традиций прикладного искусства древности и сохранение знаний о художественной обработке материалов в различные эпохи.

 

 

Литература

 

  1. Сычева Н. С. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX-XX веков из собрания Государственного музея искусства народов Востока. / Н. С. Сычева — М.: «Советский художник». 1984 — 179с.
  2. Фахретдинова Д. А. Ювелирное искусство Узбекистана. / Д. А. Фахретдинова —Ташкент. : Издательство лит. и искусства. 1988. — 204с.
  3. Украшения Востока. Из коллекции Патти Кадби Бёрч, США. Каталог выставки. М.: 1999 — 155 с.
  4. Afghanistan. Hidden Treasures from the National Museum, Kabul. / — Washington: National Geographic Society, 2009. — 303 p.
  5. Alfred Janata. Schmuck in Afghanistan. / Janata A. — Graz: Akademische Druck- u. Verlagsanstalt, 1981. — 212 s.
  6. An overview on the history of ornaments and jewelry in Iran. / — Tehran: National Museum of Iran, 2013 — 48 p.
  7. Anne van Custem. A World of Rings. Africa, Asia, America. / Custem Anne van. — Milano: Scira Editore S.p.A., 2000 — 230 p.
  8. Parviz Tanavoli — Telism: Graphic art of Iran. / Tanavoli P.  – Tehran.: 2006  تهران: نشر بن‌گاه، ۱۳۸۵ پرویز تناولی، طلسم: گرافیک سنتی ایران،

 

Публикация:

Емельянов А. Ю., Каверин С. И. Кольца и перстни как мужские украшения в культуре Ирана и Ближнего Востока. А. Ю. Емельянов, С. И. Каверин / Дизайн. Материалы. Технология. – 2019. – № 1 (53). – С. 99–102.  

 

Новинки

Товары недели

12