Перейти к основному содержанию

Обработка ювелирных эмалей после обжига — перегородчатая и выемчатая эмаль.

Кулон Око Ра, автор - Александр Емельянов

 Смольняков Дмитрий. Емельянов Александр. Емельянова Елена.

Обработка ювелирных эмалей после обжига — перегородчатая и выемчатая эмаль.

Шлифование

Перегородчатую, выемчатую и филигранную эмали после окончательного обжига шлифуют брусками из карборунда различной зернистости (предпочтительно квадратными).

Так как эмаль должна соприкасаться с кислотами как можно меньше, ее перед шлифованием не протравливают; окислы металлов при шлифовании удаляют механически.

Покрытое эмалью изделие укладывают на мягкую подстилку (бумагу или ткань), поверхность эмали и металлические перегородки обрабатывают шлифовальным бруском с водой. Шлифовальный брусок необходимо обязательно время от времени промывать водой. В противном случае удаляемые частицы эмали задерживаются в порах шлифовального бруска, вследствие чего на поверхности эмали появляются царапины и не происходит непрерывного съема эмали. Кроме того, частицы абразива могут внедриться в мельчайшие поры эмали.

Начинают обработку наиболее грубым абразивом и обрабатывают изделие до тех пор, пока не покажутся все металлические перегородки. Затем изделие промывают, убирают рабочее место и шлифуют абразивными брусками средней зернистости до тех пор, пока перегородки и другие металлические части не будут блестеть. После этого изделие снова тщательно промывают и подвергают полированию до тех пор, пока все царапины и видимые следы шлифовки не будут ликвидированы.

Как и при обработке металла, напильником, в данном случае следует при каждой последующей более тонкой обработке менять направление шлифования. Необходимо помнить, что при шлифовании снимается не только излишняя эмаль и обнажается металл, но могут также

обнажиться лежащие ниже слои эмали другого цвета и яркости. Задуманная заранее такая прошлифовка может создать интересный эффект, но если она не предусмотрена художественным замыслом, то вся проделанная ранее работа будет сведена к нулю.

Таким образом, операция шлифования заслуживает большего внимания, чем ей обычно уделяется. Необходимо вовремя перейти к более тонкому шлифованию.Особенно осторожно должна шлифоваться тонкая, заполненная эмалью гравировка, где выемки очень неглубоки. Особую осторожность следует также соблюдать при шлифовании краев пластинок с перегородчатой эмалью и перегородок, которые близко расположены к наружному краю, чтобы не сорвать эмаль шлифовальным бруском. В этих случаях шлифование рекомендуется осуществлять от края к середине.

Эмали можно обрабатывать также на шлифовальной машинке с вращающимся карборундом, но очень осторожно, так как процесс шлифования в этом случае еще труднее контролировать.

Промывка

Эту работу часто недооценивают. Если после промывки на поверхности эмали останутся частицы абразива, то при последующем обжиге они вжигаются в эмаль в виде серых точек и их почти невозможно удалить. Остатки абразива с эмалевой поверхности после шлифования удаляют стеклянной (или зубной) щеткой под струей воды, удерживая изделие в вертикальном положении. При необходимости его кипятят в воде со стиральным порошком шлифовальной поверхностью вниз и затем промывают. После промывки изделие протирают бязью или фильтровальной бумагой. Иногда серые включения, т. е. абразив, застрявший в расширяющихся к низу порах, при промывке не могут быть полностью удалены. Тогда поры осторожно прочищают иголкой и промывают изделие еще раз. Промывка требует терпения. Заключительный контроль следует производить под лупой. То, что после шлифования не так отчетливо бросается в глаза, проявляется после блестящего обжига.

Огненное полирование

Перед последним обжигом после шлифования эмали крупные поры заполняют несколькими зернышками эмали. Изделие с хорошо очищенной матово отшлифованной эмалевой поверхностью в последний раз помещают в горячую муфельную печь. При высокой температуре из-за неодинакового термического расширения эмали и металла в эмалевом слое образуются сначала трещины, которые с повышением температуры опять заплавляются. Когда поверхность эмали заблестит, изделие тотчас же вынимают из печи. Большое значение имеет температура обжига: чем она выше, тем сильнее блеск эмали. Не покрытые эмалью медные части окисляются незначительно, а перегородки и края можно доработать шабером или отшлифовать, не подвергая изделие травлению. Если применяется достаточно кислотостойкая эмаль, то травление и крацевание производят так же, как отожженных металлических предметов. Легкоплавкие непрозрачные эмали после обжига при высокой температуре иногда опалисцируют, а опаловые эмали становятся совсем прозрачными. В таких случаях для восстановления цвета эмали необходимо охладить изделие и уменьшить температуру печи. Затем следует оставить изделие с эмалью в умеренно нагретой печи до тех пор, пока эмаль не расплавится и не произойдет изменение цвета. При этом следует строго контролировать температуру.

Глянцевое шлифование

Непрозрачные эмали, прошедшие огненное полирование, выглядят зачастую слишком грубыми и шероховатыми. Чтобы получить блестящую эмалевую поверхность с шелковистым мерцанием, необходимо предварительно отшлифованные карборундовыми брусками эмали доработать шлифовальной бумагой с водой: сначала крупнозернистой, а затем с более мелким зерном. При смене шкурки следует менять и направление шлифования. Этот процесс должен производиться с обильным добавлением воды, чтобы удалялись отходы шлифования.

Разумеется, после глянцевого шлифования изделие тщательно промывают и просушивают. От зернистой бумаги, которой производилось заключительное шлифование, зависит качество эмалевой поверхности.

Сухую эмалевую поверхность можно слегка нагреть, и мягкой салфеткой втереть немного парафина. Благодаря этому закроются оставшиеся мельчайшие поры, поверхность приобретет шелковистый блеск, а металлические части будут защищены от окисления.

Глянцевое полирование

Для некоторых изделий огненное полирование опасно или из художественных соображений нежелательно. В таких случаях изделие подвергают только глянцевому шлифованию.Современная технология обработки эмали не так трудоемка, как в средневековье. В частности, использование порошка корунда значительно облегчает полирование. Из этого порошка и воды замешивают кашицу, которую намазывают на свиную кожу, и затем под легким нажимом эмалированную пластинку полируют до тех пор, пока не будет достигнута желаемая степень полировки.

Если во время огненного полирования могут остаться легкие неровности, то после глянцевого полирования образуется гладкая, как зеркало, поверхность. Для всех видов обработки эмалевой поверхности не следует использовать употребляемые для металлов шлифовальные и полировальные пасты, так как их остатки из-за высокого содержания жира прочно удерживаются в порах, оставляя на поверхности эмали черные пятна, которые довольно сложно удалить.

Читать еще о перегородчатой эмали

А так же Краткое описание перегородчатой и живописной эмали

12