Моя увечная поэзия стала танцевать,
высветленная Божьим именем.
Руми.
По приезду в Стамбул вам на каждом углу будут предлагать посетить "церемонию крутящихся дервишей". Такие мероприятия для туристов проводятся по вечерам в нескольких местах туристического центра Стамбула. Однако это лишь спектакли с переодетыми актерами, копирующими движения дервишей.
До недавнего времени Сема Мевлеви можно было увидеть только в Конье, но в прошлом году после реставрации открылась одна из старейших в Стамбуле обителей дервишей (текке) - Йеникапы Мевлевиханеси. Доехать до нее можно на рамвае из центра. Выходть надо на следующей остановке после Топкапы, хотя можно пройти и от Топкапы мимо Панорамы 1453 года.
Обряды мевлеви представляют собой довольно сложный ритуал. Он состоит из декламации стиха во славу Пророка, музыкальных импровизаций и исполнения «вертящегося» танца, за этим идет вторая часть из четырех музыкальных и танцевальных разделов, именуемых селам, которые завершаются инструментальной музыкой и рецитацией Корана вместе с творением молитв. Дервиши появляются в белых продолговатых колпаках из войлока, имеющих среднеазиатское происхождение, и с черными накидками; эти накидки сбрасываются во время танца, и дервиши предстают в белых одеяниях. Такая смена одежд истолковывается как смерть и воскресение. При вращении дервиш держит правую руку обращенной к небу, а левую — к земле. Движения поначалу медленные и величавые с постепенным ускорением в такт музыке, но никогда они не становятся бесконтрольными.
Церемония начинается, когда музыканты, танцующие дервиши и шейх занимают свои места в зале под всеобщую молитву. 1. Хвала пророкам.Хвалебная речь пророку Мухамеду и всем пророкам до него. 2. Божественный порядок. Барабанный бой, символизирующий божественный порядок. 3. Божественное дыхание. Инструментальная музыкальная импровизация «таксим» сопровождаемая стихами и символизирующая божественное дыхание. 4. Три круга приветствий. Дервиши ходят п кругу и в обозначенном красной шкурой месте, передний поворачивается к заднему и они приветствуют друг друга поклоном. Танцующие семазены представляют собой сердце мистического мира, хождение по кругу во время церемонии символизирует их возрождение после смерти в высшем мире, и их посвящение поиску пути в вечную жизнь под руководством мастера Шейха. Дервиши обходят зал по кругу три раза: первый круг символизирует признание ими Бога, второй круг символизирует постижение условности всех знаний, и третий символизирует достижение гнозиса. В конце третьего круга шейх встает напротив самого молодого низшего по рангу дервиша и они кланяются друг другу выражая тем самым благоговение перед осью их общей устремленности. После третьего круга дервиши возвращаются на свое место по обе семаана, а шейх на свое. Дервиши сбрасывают черные мантии, как бы освобождаясь от своих земных одежд и своих могил. 4. Вращение. Состоит из четырех селамов мли салютов – приветствий, каждый из которых обозначает ступени дховного восхождения . 1 салют – рождение в истине через чувства и разум. 2 салют – восторг перед творением Бога, его величием и всемогуществом. 3 салют – растворение «Я « в целостности, принисение разума в жертву любви. В буддизме, это называется - Нирвана, в исламе - Фенафеллах. 4 салют – Семазен подобно пророку Мухамеду поднимается к трону Бога, а затем возвращается на землю, что бы служить творению исполняя свою земную миссию. Руки снова скрещенны на груди как символ единства с Богом. 5. Чтение корана. Сутры Бакара 2 стиха 115. «Богу принадлежит запад и восток. Куда, бы ты не повернулся всюду его лик и присутствие». 6. Общая молитва. Все участники ритуала и танцеры и зрители иолятся о ниспослании мира всем душам.
Исламский мистицизм обращает познание Бога в смысл и манеру жизни, отсюда и появление мистических сект тарикатов, дервишей или суфиев, которые охарактеризованы восприимчивостью, особым видением, богатством и многими искусствами, в особенности музыкой и поэзией. Их стремление низводить учение и наружные формы культа, поклонения на второстепенный уровень важности часто приводило секты к конфликтам с ортодоксами.
Дервиши кружатся отдельно, не касаясь друг друга плечами, каждый вокруг своей оси и вокруг шейха и других дервишей. Они не произносят не звука, не производят никаких движений ладонями или головой.
Когда дервиш кружится, его длинная юбка раскрываются, как белая лилиия, но на самом деле она символизируют саван для эгоизма, а высокая войлочная шапка это его надгробие. Исполняя сему - семазен прорастает сквозь пустыню собственного эго совершая восхождение к божественной любви, и возвращается из своего духовного путешествия человеком более зрелым и совершенным. Танцуя, дервиш вращается с права на лево вокруг своего сердца как бы обнимая с любовью и нежностью весь мир. Начиная вращаться, он держит руки крестом на груди, выражая покорность Богу, за тем руки раскрываются. Правая повернута ладонью к небу, готовая получить благословение, а левая повернута к земле. Семазен превращается в проводника. Так через сему на людей снисходит благодать свыше, от бога неустанно за нами наблюдающего.
Сема состоит из 4 частей, не считая всупления и завершения. В каждой из этих частей дервиши подходят по одному к шейху и после благословления начинают кружиться, каждый в своем ритме.
В перерывах между частями дервиши застывают группами по периметру зала
Шейх и один из дервишей не участвуют в кружении, наблюдая за церемонией
Перед началом первой части дервиши, кроме шейха и наблюдателя сбрасывают черные накидки, что символизирует отречение от всего земного
Вверху - шейх, погруженный в молитвенное созерцание
Как ни странно, на церемонию приходят вовсе не туристы (большинство не в курсе) и не исламисты, а обычная турецкая молодежь, но встречаются и люди по-старше, иногда с детьми.
Мевлевикапы в стенах Константинополя, ведущие к текке