Перейти к основному содержанию

Луксор, Храм Хатшепсут и деревня Эль-Гурна

braslet_lotos_i_papirus_kopi.jpg

 

 Не люблю всяческих экскурсий, поэтому в эти места я, (автор этого отчета ) отправился самостоятельно на поезде из Каира 

С храмом Хатшепсут мне повезло, я пришел туда под вечер, когда туристов почти уже не привозили.


Рядом с кассами торчали какие-то римские обломки и недостроенный отель

До храма было метров 500. Самых ленивых возят на такой машинке за 1 фунт

К храму ведет пологая лестница-пандус

Хатшепсут (1490/1489—1468 до н. э., 1479—1458 до н. э. или 1504—1482 до н. э.) — женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. До воцарения носила то же имя (Хатшепсут, то есть «Находящаяся впереди благородных дам»), которое не было изменено при восшествии на престол (хотя источники называют её тронным именем Маат-Ка-Ра). Хатшепсут закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов и воздвигла множество памятников по всему Египту. Она является одной из первых известных женщин в мировой истории, а также, наряду с Тутмосом III, Рамсесом II, Эхнатоном, Тутанхамоном и Клеопатрой VII, одним из самых известных египетских правителей. Помимо Хатшепсут, среди полновластных правителей Древнего Египта до завоевания Александром Македонским можно встретить всего четырех женщин — Мернейт (Меритнейт), Нитокрис (Нейтикерт) в конце Древнего царства, Нефрусебек (Себекнефрура) в конце Среднего царства и Таусерт в конце XIX династии. В отличие от Хатшепсут, все они приходили к власти в критические периоды египетской истории.

Заупокойный храм царицы Хатшепсут стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в неповторимое целое. Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила "из любви к отцу своему Амону". Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута. Стараясь придумать нечто удивительное, Хатшепсут все же не нарушала установленных традиций, - на самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас. Нижняя терраса украшена рельефами, сюжеты которых связаны с историческими событиями Египта и самой царицы Хатшепсут. Так, на стенах южной части нижнего портика изображена доставка обелисков, высекавшихся в Верхнем Египте и предназначавшихся для храмового комплекса Амона в Карнаке. На стенах северного портика расположены сцены, действие которых происходит в тростниковых зарослях, ассоциировавшихся с Нижним Египтом. Главным сюжетом рельефов северного портика была божественная теогамия - история божественного рождения Хатшепсут. Дело в том, что отстранив от правления Тутмоса III и получив неограниченную политическую власть, Хатшепсут так и не смогла избавиться от вопроса о законности своего восхождения на египетский престол. Своими делами царица доказала свою божественную избранность, умение управлять государством, но Хатшепсут не смогла перешагнуть барьер вековой традиции, согласно которой править Египтом мог лишь мужчина. Это проявилось, прежде всего, в иконографии Хатшепсут, непременно изображавшей себя в мужском облачении и с церемониальной подвесной бородкой. Так, каждая из колонн портиков была дополнена осирическим пилястром - колоссальной статуей царицы в образе Осириса, в белом одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых она держала царские скипетры, и длинной подвесной бородкой.

Храм похоже, построен в ходе реставрации чуть ли не заново

От оригинала остались какие-то обломки и полустертые надписи и рисунки на стенах

А это все новодел

 


Впрочем все равно красиво


С верхней террасы виден Карнак

Здесь не плохо сохранились фрески, но сюда не пускают, снимал на зуме


А это Эль-Гурна, те самые "папирусные фабрики", куда возят туристов

Вокруг куча обломков, мелких гробниц в перемешку с жилыми домами. Вдали виднеется храм


Эта часть деревни имеет весьма нежилой вид. Биологических объектов я здесь не встретил.

Хотя может все сидят по домам. На улице как-никак градусов 45 в тени.


Насмотревшись на это запустение, я поплыл обратно в луксор, смотреть на Луксорский храм. Но об этом в другой раз.

Про другие мои путешествия можно прочитать здесь

Новинки

Товары недели

12