Это одни из самых колоритных районов старого Стамбула, находящихся в шаговой доступности от знаменитых туристических объектов. Однако они малопосещаемы туристами, возможно из-за своего малопрезентабельного трущебного вида.
Изразцовые бани (на фото вверху) - творение Мимара Синана, похоже не ремонтировались с его смерти
Здесь нет того "псевдотурецкого" лоска который можно встретить в районе Большого базара, нет бутиковых отелей и сувенирных магазинов. Зато здесь можно увидеть Стамбул таким, каким он был дет 40-50 назад и заглянуть в жизнь городских трущоб.
Начнем мы наше путешествие с района Зейрек. Этот высокий холм над Золотым Рогом, отделенный от Вефы бульваром Aтатюрка, был когда-то одним из самых фешенебельных кварталов Константинополя. Здесь вокруг знаменитых монастырей любили селиться богатые патриции. При турках район стал центром исламизации города: монастыри были превращены в текке — обители дервишей. Такая судьба постигла и самую прославленную обитель — монастырь Пантократора. Первым муллой там стал некий имам Зейрек, и в результате по его имени была названа не только мечеть, но и весь район. Через некоторое время в соседнем Фатихе выстроили огромную мечеть Завоевателя, центр религиозной жизни сместился туда, а Зейрек (Zeyrek) с тех пор остается тихой слободой ремесленников и торговцев.
Сейчас Зейрек признан ценнейшим городским ансамблем и находится под охраной Стамбульской архитектурной палаты. Однако в туристическую витрину квартал не превратился — наоборот, именно здесь лучше всего сохранился патриархальный, чуть деревенский дух старого Стамбула. Кривые переулки застроены деревянными домами начала XIX века особое очарование возникает оттого, что холм, на котором выстроен Зейрек, весь изрезан оврагами и некоторые улочки настолько круты, что вместо мостовых у них лестницы. Почти у самой вершины холма находился в древности монастырь Пантепоптес (Всевидящего Спаса), построенный в 1080-е годы. Главная церковь монастыря и сейчас чрезвычайно красива, хотя турки сделали из нее мечеть Эски-Имарет (Eski maret Camii) и фактически превратили в руины. В полуразрушенном состоянии пребывает и церковь монастыря Пантократора, известная как мечеть Зейрек (Zeyrek Camii). Монастырь был основан императором Иоанном Комнином (1118-1143) и его супругой Ириной и сразу стал одной из самых почитаемых городских обителей. В лучшие времена здесь жили до 700 монахов, причем большая часть — весьма знатного происхождения: монастырь был придворный и весьма привилегированный.
Церковь монастыря Пантократора (мечеть Зейрек) badethane Sokak, проход с Atatrk Bulvar (Kkpazar) Сохранившееся здание — единый организм из трех сросшихся вместе построек. В центре — капелла Архангела Михаила. В ней были погребены основатели монастыря, и капелла стала фамильной усыпальницей династии Комнинов. Северная церковь, давшая название всему монастырю, посвящена Христу Вседержителю (Пантократору), южная (в ней сейчас мечеть) — Богоматери Элеуссе (Милостивой). Все здания построены в разное время у северной церкви один купол, у южной и у капеллы — по два, вышло очень хорошо и живописно. Особенно впечатляет вид с востока: семь апсид, украшенных кирпичными нишами, весьма величественны. Интерьеры всех трех церквей когда-то были сплошь покрыты мозаиками (а южная церковь была украшена мозаикой даже снаружи!), но от украшений осталось не так много. Мечеть открыта только на время молитв, но внутрь можно попасть, подозвав одного из мальчишек, которые как бы случайно крутятся неподалеку: они за небольшую мзду откроют дверь и даже попытаются вам что-то рассказать (это будут совершенно фантастические истории). Зато они знают, в каком именно месте из грубого дощатого настила вынимается доска: внизу обнаруживается мозаичный пол, где таинственные звери прячутся в сказочных зарослях. Главной реликвией монастыря была одна из наиболее чтимых святынь империи, так называемый Камень омовения — мраморная плита, на которой, по преданию, омыли тело Христа перед погребением. Много было и других реликвий, да и просто бесценных произведений искусства. В 1204 году все было разграблено и вывезено в Венецию. В венецианском Сан-Марко до сих пор хранится драгоценная утварь из монастыря Пантократора и древние иконы, в том числе и драгоценная алтарная икона Сан-Марко — Пала-д’Оро.
Главная улица Зейрека — тихая, засаженная каштанами Итфайе (tfaiye Caddesi). Роскошный, словно фламандский натюрморт, мясной рынок разместился чуть ли не на ступенях построенных Синаном Изразцовых бань (Вinili Hamam, 1545). Никаких изразцов в них, впрочем, не сохранилось, зато до сих пор в одном из залов журчит фонтан, высеченный из цельного куска мрамора, — говорят, подарок персидского шаха.
Отсюда открывается живописный вид на Сулеймание
Улицы-лестницы Зейрека
Купол бани, это уже по другую сторону Бульвара Ататюрка, здесь начинается бесконечный базар, тянущийся до Галатского моста и Новой мечети.
Этот район носит название Кучукпазар.
Здесь можно купить всякую всячину оптом и в розницу,- краски, скобяные товары, веревки, мешки, и прочее.
Также здесь множество забегаловок с дешевой пролетарской едой
Выглядит все это довольно жутковато, но пугаться не стоит, эти районы довольно безопасны, во всяком случае в дневное время
Отсюда резкий и крутой подъем ведет к Сулеймание
В общем, всем, кто хочет видеть "чрево" Стамбула, советую пройтись по этим жутковатым, но чрезвычайно колоритным районам Стамбула