Автор текста и фото - российский путешественник Владимир Шарлаев
Материал публикуется с согласия автора.
22.10.2011
Попадая в город, даже такой маленький как Хорог, рискуешь потерять много времени. Вот и мы не смогли избежать этой участи. Поздний подъем, потом ожидание пока нагреется вода в баке, чтобы принять душ системы «ведро», а затем перепаковка – пришло время доставать теплое снаряжение, впереди высокогорье и зима. Только в обед отправились на «афган-базар». По выходным, из соседнего Афганистана, приходят торговцы. Перейти мост они могут без визы, но дальше огороженного «базара» их не выпустят. Туда ходит маршрутка. Но сперва надо доехать до центрального базара, а затем еще километров 6 за аэропорт. Маршрутки, кстати, бывают весьма и весьма навороченные – мы, например, ехали и смотрели какие-то видеоклипы!
«Афган-базар» показался нам не особо интересным. Продают обычные китайские вещи, специи и тряпки. Цены, правда, ниже немного. Возможно, мы слишком поздно пришли – афганцы уже паковали свои тюки с товаром и отправлялись домой, за мост. Торговцы приветливые, даже припомнил несколько слов выученных во время афганского путешествия. Купили с Митей шапки «шах масудовки». По 15 сомони после торга, который начался с 20. Угостились хурмой у торговца из Душанбе. Он во Всеволожске довольно долго прожил, был рад встретить «земляков».
Через мост можно перейти при наличии афганской визы. Во всяком случае, таджикские пограничники пропустят, а про афганских ничего сказать нельзя. Виз у нас нет, так что развернули нас на мосту. Пока ждали обратную маршрутку, фотографировал. «No shoot!» — раздался крик. «Почему?». «Русские? А я думал – иностранцы». Вопрос с возможностью фотографировать был снят. Парень тоже работал в Москве, готовил шаверму на Ярославском вокзале и был рад поговорить на русском языке.
На базаре есть и столовые, но, в очередной раз, плов уже закончился! Этот продукт, похоже, раскупают очень оперативно. И желательно знать время, когда он готов будет, иначе голодным останешься. Вернулись в город с желанием успеть на обед здесь. Но нас ждало очередное разочарование. Плова не было. Так же как и нескольких столовых, в одной из которых мы ужинали вчера! Были только обгорелые стены, железо и пожарные, устало бродившие среди руин. Целая улица выгорела! Никак в голове не укладывается, что еще вечером мы любовались со второго этажа видом на реку и желтые осенние деревья, а сейчас здесь лишь пепелище…
Дальше по улице обнаружили кафе более высокого уровня. Там даже были «кабинеты», отгороженные синими занавесками. За ними кто-то бухал. По дороге еще посетили милицейский участок, спросить, не нашлись ли украденные вещи, но участок был пустым – все на пожаре. На почте есть довольно неплохой интернет. Вышли – уже темнеет. Но все же решили не оставаться и отъехать километров на 50. Только сперва надо поменять покрышки на зимние и заправиться.
Где заправка мы знали. 27 литров в бак, еще 40 в канистры, итого 500 сомони… В Таджикистане дорогое топливо. И чем дальше, тем дороже. Почти 100 евро стоит заправка наших экономичных машин (с канистрами)! А что делать, если у тебя прожорливый внедорожник? Понятно, почему все мечтают купить у нас «ведроверы».
Шиномонтаж в субботу вечером? Естественно, все закрыто. Но мы с Митей настойчивые – нашли, где живет мастер, и вытащили его из дома. Работа есть, чего дома сидишь? Только в около 8ми вечера, наконец, выехали из города. На выездном посту очередная «регистрация». Милиционер уже лег отдыхать, поэтому радости особой не испытал, когда его напарник нас привел. Еще хуже ему стало, когда он выяснил, что все регистрации и пропуска у нас в порядке. И на его заявление о том, что «на чай» надо оставить я отказом ответил. «Закон такой, что все на чай должны оставлять! И в России так же!» «В России за такое предложение сажают…» — развеял я его представления о коррупции. «Куда?». «В тюрьму. Закон такой», — ответил я, развернулся и вышел, так и не записанный в тетрадку. Милиционер остался печально размышлять о несправедливости жизни…
Первые несколько десятков километров после Хорога, дорога идет через череду кишлаков. Только отъехав на 50 км, нашли спуск на площадку вблизи реки Гунт, где и разбили лагерь. Еще сто километров по реке и потом большой перевал, где станет понятно, как Ока себя ведет на высоте за 4 километра…