Перейти к основному содержанию

Ювелирное искусство и технологии художественной обработки металла народов Центральной Азии и Ближнего Востока, технологии и символика восточных украшений. Исследование традиций ювелирного искусства стран Востока.

 Ювелирное искусство Центральной Азии и Ближнего Востока развивалось в условиях широкого культурного обмена между различными племенами и народами. Рассмартривемый в данной работе географический регион охватывает гигантские территории от северо-запада Африки до хребтов Памира и Гиндукуша. Не смотря на огромное количество этносов и народов, проживающих на этой территории, традиции этнического декоративно-прикладного искусства имеют много общего, и пожалуй самым главным фактором, определяющим эти сходства является единая культурная среда, образованная исламской религией.
Еще с античных времен, народы населяющие средиземноморский регион и прилегающие территории имели тесные культурные связи, образованные активными торговыми отношениями. Это приводило к постоянному культурному обмену, взаимообогащающему традиции прикладного искусства различных народов. Наиболее значительными центрами древних цивилизаций Ближнего Востока и Африки в античную эпоху были Египет и Месопотамия [2, стр 19-23]. Позднее, объединяющую роль в культурных традициях этих народов сыграли завоевательные походы Александра Македонского, экспансия Римской Империи и распространение христианства.
Однако, именно ислам, стремительно захвативший эти регионы в 6-7 вв. н.э. создал на этих территориях единую культурную среду, позволив различным народам свободно общаться, используя арабский язык и исламскую образность, что привело к небывалому расцвету науки и искусств, положив позднее начало европейскому Возрождению [7, стр. 6-25]. Это привело к тому, что традиции декоративно-прикладного искусства кочевых и оседлых народов от Магриба до Хорасана взаимопроникали друг в друга, при этом сохраняя свои индивидуальные черты, присущие каждому племени и этносу в целом. Например, стили и орнаменты ювелирных украшений туркменских племен-кочевников Ирана, Центральной и Малой Азии родственны аналогичным украшениям оседлых народов Афганистана и Средней Азии, хотя и сохраняют свои уникальные черты, позволяющие без труда определить их принадлежность [1, стр. 15].
Похожая ситуация наблюдается в племенном ювелирном искусстве народов Северной Африки, основным этническим контингентом которых являются берберские племена, завоеванные арабами в 7в. н.э. и принявшие ислам, но сохранившие при этом многие традиции доисламского периода [3, стр. 9-11].
 
 

    1. Символика в декоративно-прикладном искусстве Ближнего Востока и Центральной Азии

Украшения обязательно входят в сферу деятельности любого народа и тем самым характеризуют его наклонности, возможности, духовные горизонты и исторические стадии развития материальной культуры. Сквозь века и эпохи до нас дошли сюжеты, приемы обработки природных материалов, традиции и стили. Первые украшения были изготовлены из кости, ракушек, перьев и т.д. Затем – из глины, стекла, благородных металлов и драгоценных камней. Интенсивное культурное перемешивание привело к образованию новых стилей и технологий художественной обработки материалов, а также уникальных форм ювелирных украшений, многие из которых до сих пор используются в традициях ювелирного дела стран Средней Азии и Ближнего Востока.
Первоначально украшение наделяли магическими свойствами, поэтому оно приобретало большое значение для того, кто его носил, - он обращался к нему в своей жизни постоянно. Украшение рассматривалось, как предмет, имевший охранительную силу. Считалось, что сама форма определяла магическую силу украшения. Предметы-символы, например, украшения в виде фруктов, обеспечивали их обладателю покровительство солнца как источника жизни или связь с силами плодородия. Это слияние посредством магии с силами вселенной должно было защищать человека от любых явлений или действий, представляющих угрозу его существованию [2, стр. 51-53].
 
Читать дальше

Новинки

Товары недели

12