Перейти к основному содержанию

Дизайн перегородчатых эмалей в декоративно-прикладном искусстве мира. Краткий анализ в исторической перспективе с учетом технологических аспектов эмалирования.

Брошь "Меровинги" - автор Александр Емельянов

 Александр Емельянов
 
Дизайн изделий декоративно-прикладного искусства малых форм с применением техники перегородчатой эмали
 
 
Декоративно-прикладное искусство - один из наиболее древних способов художественного выражения человека. Еще на заре цивилизаций люди стали украшать себя и предметы повседневного обихода различными орнаментами, имевшими, помимо эстетических, еще и магические свойства. Древние амулеты и талисманы, которые носили на теле в виде подвесок, браслетов, серег и т.д., постепенно преобразовались в современные ювелирные украшения.
Основным материалом таких изделий были глина, камень, дерево, кожа. Позже люди научились ковать и плавить металл, стекло, полировать драгоценные камни. Так постепенно расширялся диапазон использования художественных материалов и техник, появлялись определенные стили, присущие этническим группам. Дизайн этих изделий был связан не только с функциональным использованием, но и с особенностями материала и художественных приемов, передававшихся и совершенствующихся из поколения в поколение.
Силикатная эмаль как художественный прием появилась достаточно давно, первые археологические находки изделий с цветным стеклом, напаянным на металл относятся к 15-му тысячелетию до нашей эры. Однако широкое распространение эта техника получила значительно позже. Очевидно, это связано с чрезвычайной трудоемкостью наплавления стекла на поверхность металла в условиях древнего мира. Ведь для плавки твердых стекол требуется температура не меньше 1000ºС, а варить более легкоплавкие стекла, научились только к 7-му веку до нашей эры. Металлические предметы (в основном использовалось золото или бронза), покрытые слоем цветной эмали, производили в Персии, Греции, северной Италии. Чуть позже появляется техника выемчатой эмали по бронзе, которая получила широкое распространение у народов Европы, - кельтов и римлян. Художественная эмаль этого периода носит вспомогательную функцию в художественной отделке. Яркие цветовые пятна заполненных эмалью ячеек подчеркивают лаконичность литых бронзовых изделий.
Перегородчатая эмаль, как самобытный прием, появилась в Европе гораздо позже, в раннем средневековье. Предпосылкой к ее появлению явилась особая техника инкрустации, зародившаяся и достигшая расцвета в Древнем Египте несколько тысяч лет назад. На золотую пластинку напаивались тонкие перегородки, и промежутки между ними заполнялись цветными камнями, смальтой или специальными цветными пастами на основе природных смол и толченых пигментов. Затем поверхность полировали до блеска вместе с перегородками. Подобный прием позднее использовали в раннесредневековой Европе, используя в качестве вставок красные альмадины и перламутр.
Читать полную версию статьи

Новинки

Товары недели

12