Александр Емельянов
Панно "Мевлана"
(Джелаладдин Руми) 195/140 мм
Копия в эмали с турецкой миниатюры
2008-2009 г.
Alexandr Emelyanov
"Mevlana" 195/140 мм
2008-2009 y.
История ордена Мевлеви и суфизм в Турции
Суфийское братство Мевлеви было основано в Конье (Турция) в 13 веке знаменитым поэтом и мистиком Джалаладдином Руми (называемым также Мевлана).
Отец Руми, Бахауддин, знаменитый ученый-богослов, был вынужден покинуть родной Балх в Хорасане (западный Афганистан), спасаясь от нашествия монголов. Вместе с сыном, будущим основателем братства Мевлеви, Бахауддин был приглашен ко двору сельджуксого султана. В Конье, сын Бахауддина, будущий Джалаладдин Руми, получил блестящее образование и сменил отца на посту придворного ученого-богослова. Вместе со своим отцом, Джалаладдин был представителем умеренного суфизма (исламского мистицизма).
Учение суфиев направлено на сближение с Богом через любовь к Аллаху, что сближает суфиев с христианством. Суфии считают, что недостаточно только соблюдать предписания Ислама и быть покорным Аллаху, но нужно также ежесекундно очищать сердце от дурных помыслов и концентрироваться на любви к Создателю. В этом ключе большое значение имеет понятие красоты, как атрибута Единого Бога. Суфии признают божественную природу искусства, его благородное воздействие на душу человека на пути сближения с Богом. Традиционный ислам запрещает фигуративные изображения в искусстве, но музыка, поэзия и декоративно-прикладное искусство получили большое развитие в исламской культуре. Руми считается одним из самых знаменитых поэтов средневековья, его стихи оказали огромное влияние на последующие поколения мистиков. С 19 века поэзия Руми становится известна в Европе. Сейчас сочинения Руми (самым известным из которых является мистическая поэма Месневи) издаются огромными тиражами по всему миру.
К традиционным направлениям искусства, суфии добавили танец Сема – суфийское кружение под музыку. Танец дервишей (сема) является сложным ритуалом, исполняемым в специальной одежде под традиционную музыку, исполнение религиозных гимнов и чтение Корана. Для того, чтобы освоить движения танца, послушник должен тренироваться на протяжении многих лет, совершенствуя также свою душу, не только выполняя обязательные предписания ислама, но и выполняя другие практики суфийского пути (тариката).
Вместе с глубоким мистическим и символическим значением, танец сема представляет собой невероятно красивое и захватывающее зрелище, являясь, по сути, театральным действием.
Начинается церемония с молитвы и исполнения вступительного гимна, посвященного памяти Руми. Затем следует приветствие шейха членами общины и собственно танец. Одежда дервишей, исполняющих сема состоит из длинной белой теннуры, расширяющейся внизу наподобие юбки, на которую накинут черный плащ, который сбрасывается вначале кружения, символизируя освобождение и воскресение души. Головы дервишей венчают традиционные высокие войлочные колпаки. Танец дервиша начинается со скрещенными руками, затем, в процессе ускорения движения руки разводятся в стороны, затем правая рука поднимается вверх, а левая опускается вниз. Это символизирует связь с Богом и передачу божественной любви и света людям на земле.
(автор теста – Алексадр Емельянов).