До 1964 члены королевского клана мухаммадзай (пуштуны союза племен дуррани) традиционно занимали верхнюю ступень социальной иерархической лестницы. Следующий по значению слой составляли высокопоставленные чиновники, религиозные лидеры, вожди влиятельных племен, генералитет, крупное купечество, крупные землевладельцы, в большинстве своем также пуштуны. Чуть ниже располагались молодые администраторы и офицеры, получившие образование за границей и благодаря знаниям и личным заслугам, занявшие места в структуре государственного управления, армии и полиции, а также научная элита и крупные богословы. Ниже стояли лавочники, врачи, мелкие и средние торговцы, деревенские священнослужители (муллы), провинциальные чиновники и другие должностные лица на местах. В самом низу иерархии находились рядовые крестьяне и малоимущие кочевники-скотоводы.
После свержения монархии в 1973 были упразднены официальные титулы средневекового типа, традиционная знать постепенно теряла господствующие позиции в политике и экономике.
После прихода к власти в 1978 «Народно-демократической партии Афганистана» правящая элита подверглась радикальной трансформации: доминирующие позиции в системе государственного управления заняли функционеры правящей партии и лица, поддерживавшие правительство (офицеры, интеллигенция, средние предприниматели, чиновники). Духовенство, ханы племен, крупные предприниматели и землевладельцы были репрессированы и в массовом порядке покинули страну. За пределы Афганистана бежали и миллионы крестьян, лавочников, представителей интеллигенции. В период правления президента Наджибуллы (1986–1992) многие видные посты в системе государственного управления заняли лояльные режиму беспартийные деятели.
После падения правительства президента Наджибуллы в 1992 и прихода к власти исламистов состав правящей элиты вновь радикально изменился: господствующие позиции в политике и экономике заняли лидеры военно-политических группировок талибов, верхушка духовенства и крупные полевые командиры: власть захватывалась силой оружия. При этом быстро развивался процесс ее фрагментации: используя силу, лидеры крупных вооруженных формирований создавали на местах полуавтономные структуры власти, фактически не подчинявшиеся центральному правительству. Высшие традиционные слои – верхушка духовенства и ханы племен – были окончательно вытеснены из властных структур.
В созданном талибами в 1996 Исламском Эмирате Афганистан власть перешла к муллам и связанным с ними командирами вооруженных отрядов. После разгрома режима талибов к власти на местах вновь вернулись полевые командиры моджахедов при слабом центральном правительстве. Сделавшие состояние на вооруженном грабеже и наркотиках, они де-факто становились руководителями местных администраций. В последнее время в процессе создания новых, современных институтов их политические позиции слабеют. В их среде формируются наркобароны и крупные предприниматели. Одновременно на политическую арену Афганистана выходят представители нового поколения технократов из числа амбициозных и образованных эмигрантов, возвращающихся из-за рубежа. Их противостояние со старой гвардией исламистов будет определять содержание политической борьбы в Афганистане в ближайшее десятилетие.
Роль религии. После ликвидации режима талибов в 2001 политическая роль ислама была сведена к минимуму, однако он сохранил сильные позиции в образовании, судопроизводстве и в сфере семейно-брачных отношений. При достаточно большом объеме религиозной риторики ислам уже не определяет характер и направление общественно-политического развития страны, хотя еще долгое время будет влиять на него.
Среди мусульманских богословов и служителей культа выделяются пиры, хазраты, ишаны, стоящие во главе религиозных сект, дервишских орденов и общин, а также улама (ученые богословы); ступенькой ниже стоят имамы (настоятели мечетей), моулави (лица, получившие специальное богословское образование в медресе) и муллы в крупных мечетях. Наиболее значимую роль в повседневной религиозной жизни играют муллы. По традиции, любой человек, который может рассказывать Коран по памяти, может быть муллой. В Афганистане, однако, мулла может и не понимать слов Корана, потому что книга была написана и заучивается на арабском языке, который не является родным для афганцев. Муллы не только служат в мечети и отправляют другие религиозные обряды (заключение браков, похороны и т.д.), но по существу нередко играют роль учителей, судей и советчиков по различным вопросам. Они выносят решения по местным спорам, руководствуясь исламскими юридическими нормами, решают многие проблемы социального и личного характера, например, споры по разделу воды или семейные конфликты.
Наиболее священным местом паломничества афганских мусульман считается Мазари-Шариф, где в мечети 15 в. находится, как полагают, могила имама Али.
Положение женщин. Афганские традиции ограничивают роль женщин в общественно-политической жизни общества. Попытки их эмансипации, предпринимавшиеся в 20-х, 60-х и 80-х годах 20 в., оказались неэффективными. Радикальному ограничению, по существу попранию их прав, они подверглись в период правления талибов, когда роль женщин была сведена лишь к рождению и воспитанию детей. Женщины были лишены даже права на работу и учебу.
В постталибский период либеральный режим Х.Карзая провозгласил равенство мужчин и женщин, что закреплено в новой конституции 2004. В настоящее время девочки учатся в школах и других учебных заведениях, женщины работают в различных сферах экономики, участвуют в политической жизни, создают общественные организации. Однако провозглашенное равенство прав полов во многом еще остается декларацией. Под влиянием ортодоксального духовенства женщины по-прежнему остаются приниженными в семье и вынуждены жить в рамках традиционных семейно-брачных отношений. По существу они еще не стали полноправными субъектами политики и общественной активности.
Социальная сфера. После Второй мировой войны заметные позитивные сдвиги произошли в медицинском обслуживании населения. Во многих городах были построены больницы и клиники, упор был перенесен с профилактической медицины (кампаний по борьбе с малярией, оспой и тифом) на лечебную. Однако система здравоохранения была разрушена в годы гражданской войны. В современном Афганистане отмечается один из самых высоких в мире показателей младенческой смертности (163,1 на 1000 рожденных), крайне низкой остается также средняя ожидаемая продолжительность жизни (42,9 года).
Система образования за последние годы претерпела немалые изменения. В постталибский период началось быстрое восстановление развалившейся в годы войны системы школьного образования, в первую очередь силами международных доноров Афганистана, выросло число высших учебных заведений. В стране работают 12 университетов, военная и полицейская академии, американский университет. Тем не менее, Афганистан все еще остается одной из самых отсталых стран с точки зрения грамотности населения: число грамотных среди взрослых составляет 28,7%, 80% девочек школьного возраста не посещают школу.
Жилище. Население Афганистана живет преимущественно большими семьями, особенно в сельской местности. Преобладают прямоугольные в плане дома с плоскими или куполообразными крышами, построенные из сырцового или обожженного кирпича и обмазанные глиной. Усадьба обносится стеной из сырцового кирпича. В горах возводят также строения из камня, а в крупных городах появились здания современного типа. Кочевники живут в четырехугольных шатрах из шерстяной ткани.
материал взят с сайта http://ehorussia.ru