Перейти к основному содержанию

Быт и нравы афганцев

Афганцы

Быт, нравы и обычаи населения Афганистана 

Основным типом жилища у пуштунов является глинобитный или сделанный из необожженного кирпича дом. У кочевников — шатер. Шатер имеет четырехугольную форму. Их располагают в ряд или круг, в середину которого загоняют скот. Летом кочевники живут сравнительно мелкими группами; на зиму они собираются в более обширные селения от 50 до 100 семей. Селения оседлых пуштунов обычно состоят из четырех улиц. Имеется небольшая центральная площадь с бассейном. Обычно селения окружает высокая глинобитная стена. Она снабжена опорными колоннами в виде башен. В каждом селении обычно имеется несколько лавочек, кузница, мечеть, 
МЕБЛИРОВКА афганского дома носит традиционный восточный характер. Пол застилается циновками, в более зажиточных домах поверх циновок настилают паласы или - ковер. Постельными принадлежностями служат кошма, подушка, стеганое одеяло. Освещаются жилища обычно глиняными светильниками с фитилем из хлопковой ваты, в которых горит растительное масло. Для отопления в домах из сырцового кирпича устраивают подобие камина. Топят прессованным верблюжьим и коровьим навозом. Дрова доступны только богатым. Посуда, для приготовления и подачи пищи к столу почти исключительно медная. Воду носят и хранят в кувшинах и бурдюках. 
Селения хазарейцев имеют форму четырехугольника, обнесенного массивной глинобитной стеной с башнями на каждом из четырёх углов. Селятся они большими группами по 200-300 семей, КОЧЕВЫМ ЖИЛИЩЕМ большинству хазарейцев служит чаппари—переходная форма от конического шалаша к юрте. 
Большинство афганских туркмен живут в куполообразных хижинах, плетенных из камыша и обмазанных глиной изнутри и снаружи. Летом-живут в юртах. Узбеки Афганистана обычно строят небольшие глинобитные постройки, нередко, однако, пользуясь юртами и камышовыми шалашами. 
По типу таджикские дома в Афганистане мало отли¬чаются от домов соседних народов. В долине р. Горбенд встречаются укрепленные деревни, обнесенные высокими стенами. 
Города современного Афганистана в основном образо¬вались на местах пересечения древних караванных путей. Почти каждый город имеет две части — старую и новую. Старый город—типично азиатский, с глинобитными постройками. Обычно там имеется несколько центральных улиц и лавки торговцев вдоль них. От главных дорог расходятся узкие переулки дворов, на проезжую часть выходят лишь высокие глинобитные заборы (дувалы) с небольшими калитками. Всю жизнь города можно чувст¬вовать на базарах. Афганский базар—это не только место купли и продажи, но и место обмена новостями, религиозных проповедей. 
Новая часть крупных афганских городов (Кабул, Кандагар, Джелалабад, Мазари-Шариф, Герат и др.) приобретают вид европейского города. Строятся двух-, трех-,и-четырехэтажные панельные и кирпичные дома. В Кабуле выстроено уже три современных микрорайона. Появились 
магазины, кинотеатры, гостиницы, рестораны и другие общественные здания европейского типа. 
ОДЕЖДА пуштунов различается, в зависимости от района проживания племен. 
Мужской костюм состоит из рубахи, штанов и безрукавки, поверх которой надевают халат. 
Рубаху носят обычно белую, реже синего цвета. Среди сельского населения, особенно у горных племен распространена длинная прямая рубаха. Имеется и другой тип рубахи — широкая, со стоячим воротником и рукавами, слегка расширяющимися книзу. 
Особенность пуштунских штанов составляет их ширина. На них идет не менее 6—7 метров ткани. Штаны носят белые и черные. Безрукавки шьют из черной, красной или зеленой ткани. Ее носят нараспашку. 
Головной убор составляют тюбетейка или войлочный 
колпак (пакул) и чалма на которую идет 5-7 метров ткани. Наиболее распространена чалма белой хлопчато-бумажной ткани, часто носят черную чалму, а у некоторых племен чалма голубая или темно-синяя. 
Головным убором части городских жителей является круглая, слегка суживающаяся кверху шапочка из черного каракуля. Мальчики носят пестрые тюбетейки. 
Обувь населения чаще всего городских жителей представляет собой грубые кожаные сандалии. В последнее время 
получила распространение дешевая резиновая, и пластиковая обувь. Её большей частью носят на босую ногу, лишь в холодное время надевают вязанные шерстяные носки. 
Одежда женщин, в основном, состоит из длинной рубахи и доходящих до щиколотки штанов, сшитых из цветной хлопчатобумажной ткани. Рубаха - свободного пок¬роя с длинными прямыми рукавами. 
Пуштунские женщины носят также темно-синее или серое платье до колен с длинными рукавами и обычно со сборками в талии. На голову накидывают белый платок, поверх него набрасывают широкое покрывало (чадер) закрывающее женщину с головы до пят и имеющее лишь узкое отверстие для глаз. На ногах носят кожаные башмаки с загнутыми кверху носками или остроносые кожа¬ные туфли без задников на высоком каблуке. Женщины носят различные украшения из серебра и стеклянных бус. 
Мужская одежда хазарейцев состоит из белой хлопчатобумажной рубахи -- пиран, широких штанов из того же материала - - тамбон и безрукавки — воскат. Беднейшая часть населения летом ходит босиком, зимой делает подошвы из телячей шкуры — чарух, привязываемые к ноге шерстяными веревками. 
Женская одежда состоит из цветной рубахи, широких штанов и халата. Женский головной убор по форме на¬поминает кокошник, на тюбетейку нашивают над лбом тряпочки в виде возвышения, поверх повязывают два платка. При выходе из дома накидывают синее или черное покрывало. На ногах женщины носят туфли самого разного покроя, крестьянки летом обычно ходят босиком. Социальные различия в женской одежде выражаются главным образом в качестве материала, из которого сшита одежда, а также в количестве и ценности украшении . 
Одежда таджиков состоит из рубахи и штанов- изор, обычно онии шьются из белой хлопчатобумажной ткани. Верхней одеждой служит халат – чакман. Женская одежда состоит из длинной цветной хлопчатобумажной рубахи и штанов. Головным убором у мужчин служит тюбетейка – кулах и чалма – саля, у женщин – платок – чадыр. На ногах носят кожаные башмаки – чорук. 
Мужчины-узбеки в Афганистане носят халаты, рубахи и штаны. Головные уборы: у мужчин – тюбетейки и чалмы, у женщин – платки. 
Мужчины-туркмены носят рубаху и штаны поверх которых надевают халат из верблюжей шерсти – чекмен или ватный стеганный халат – дон, на ногах – кожаные чувяки, поверх них галоши. 
ПИЩА. Основной пищей афганцев является хлеб: ку¬курузный, пшеничный или тутовый. Весной и летом крес¬тьянская беднота питается овощами и фруктами, а ко¬чевники — кислым молоком. 
Как правило', едят два раза в день: утром и вечером, перед заходом солнца. Утренняя еда состоит обычно, из чая и куска хлеба. Вечером едят: летом — хлеб и ово¬щи с кислым молоком или фруктами, зимой — с сырым или подогретым бараньим жиром. 
Состоятельные люди едят за вечерней трапезой мясные блюда или рис. Из мяса приготавливают различные блюда. Наиболее употребительна баранина. Из нее ва¬рят похлебку - шорва, являющуюся афганским нацио¬нальным блюдом. Из баранины делают кебаб (шашлык), плов. 
Из домашней птицы в пищу употребляют только кур, другой домашней птицы не держат. Для афганской кухни характерно разнообразие овощных соусов, маринадов, салатов и т. п. 
Пища, как и у всех мусульман, разделяется на «дозволенную» и «запретную». Запретны свинина и вино. 
Афганцы не только не едят свинину как категорически запрещенную, но и не используют посуду, в которой приготовлено или подано блюдо из свинины:. Употребление ее на глазах афганцев восприни¬мается как оскорбление их чувств. 
Афганцы, особенно пожилые, с откровенным презрением и враждой относятся к тем, 'кто находится в нетрезвом состоянии. Мясные консервы (дозволенных животных) и спиртное употребляет определенная часть городского населения, но только в узком кругу. Появление в пьяном виде перед народом может 'скомпрометировать человека. 
Несколько распространено курение наркотиков, в частности гашиша (чарс). 
Основной пищей у хазарейцев является хлеб с прибав¬лением молочных продуктов. Из овечьего молока приго¬товляется катык - заквашенное кипяченое молоко, курут — высушенный на солнце сыр из катыка, чал — напиток из кислого молока с водой. Основное питание летом составляет катык с хлебом, зимой — похлебка курути из растертого сыра,- воды, масла и' муки. Праздничными мясными блюдами являются плов или суп (шурпа) из .мяса и лука с пряностями. 
Афганские таджики питаются в основном мучными и молочными продуктами, а также фруктами и тутовыми ягодами в самых разнообразных видах. 
Обычной пищей узбекского населения Афганистана является пшеничный и ячменный хлеб, выпекаемый в виде лепешек, и похлебка из толченой пшеницы, ячменя или проса. Молоко пьют в 
кипяченом виде или квашеном, или же готовят на нем 
соленый чай. Из кислого молока заготавливают впрок 
масло и сухой сыр — курут. В зажиточных семьях готовят плов. При наличии огородов и садов пища разнообразится овощами и фруктами.

 

12