Перейти к основному содержанию

Урфа, Восточная Анатолия - путешествие в Курдистан

Александр Емельянов и Елена Емельянова

Шанлыурфа. Окончание отчета о поездке по Турецкому Курдистану в октябре 2010 года.
Покинув Диярбакыр на закате, мы отправились в Урфу, где нас ждал еще один день захватывающего путешествия по настоящей Турции
В Урфу приехали в девять вечера. Заселились в тот же отель, что и три дня назад. Отель в центре, но за чертой старого города, до центра минут 20 идти. Так как были страшно уставшие, сразу завалились спать.
Вид из окна отеля наутро (на фото внизу)

Урфа впервые упоминается в ассирийских настенных надписях, относящихся к VIII веку до нашей эры, под названием Урфой. Город был известен благодаря расположенному в нем святилищу языческой богине Атергатис, одним из атрибутов которого был полный рыбы священный пруд (сохранившийся до нашего времени). После завоевания Ближнего Востока Александром Македонским в 334 году до нашей эры, Урфа стала частью империи Селевкидов и получила название Эдесса. Уже в 137 году город становится столицей Эдесского царства. Несмотря на свое могущество, через 300 лет царство пало под натиском Римской империи. Римляне, захватившие Эдессу в 216 году нашей эры, построили здесь мощнейшую крепость, целью которой была защита восточной границы империи. В 520-х годах Эдесса была разрушена землетрясением. Ослабленным город в следующие столетия владели арабы, византийцы, турки-сельджуки. В 1098 году Эдесса была завоевана крестоносцами, сделавшими ее столицей Эдесского графства. Преобладающие христианское население оказывало всяческую поддержку крестоносцам. Однако власть европейцев продержалась недолго – уже в 1144 году город вновь попал под власть арабов, фактически уничтоживших христиан. Точку в очередном этапе истории положили монголы, полностью разрушившие Эдессу в 1391 году. Возродиться городу было суждено только после включения его в состав Османской империи в 1637 году. Получивший название Урфа, он начал подниматься из руин. Благодаря развитию торговли и плодородию земель, город стал важным центром Восточной Анатолии. После Первой мировой войны Урфа, названая Шанлиурфа, является административным городом одноименной провинции Турции. В настоящее время Урфа развивается также как туристический центр: множество памятников и достопримечательностей разных эпох сохранилось здесь в очень хорошем состоянии.


После завтрака отправились осматривать город. Идем по центральной и самой цивильной улице. Конечно же она называется Ататюрк джеддеси.

Новый торговый центр с таким вот зиккуратом

Надпись на растяжке - "добро пожаловать в город пророков" В Урфе родился Авраам, недалеко похоронен пророк Иов, и если, не ошибаюсь, Иона. Древнее арамейское название города - Урга, греки называли его Эдесса, арабы - Ар-Руха, по курдски он называется Риха.

Немного сбились с пути, вышли к каому-то парку-кладбищу

Поднялись на холм, с которого открылся весьма впечетляющий вид на окресности и центр города

Вот так сушат перец

Сориентировавшись, спустились вниз и двинулись в сторону знаменитых озер, петляя по узким улочкам

Старые и новые мечети, как и в Мардине покрыты затейливой резьбой

И здесь встречаются переулки под домами


Исторический центр города. Отсюда начинаются знаменитые базары Урфы

Минарет Улу джами - 12 век, если не ошибаюсь. Часы с арабскими цифрами. Не работают.

Грузовой транспорт

Мечеть Хасан паши - часть религиозного комплекса, окружающего пещеру Авраама

Напротив - бойкая торгвля сувенирами

Парк Дергях со священными озерами

11 октября, - в Питере снег, а в Урфе - лето

Вот оно - Балыклы гёл (Озеро Авраама), священное озеро со священными рыбами, которых нельзя ловить, но можно кормить. Корм продается тут же, в маленьких тарелочках за 0,5 лиры (около 10 рублей), или в сувенирных лавках в пакетах по 100грамм за 1 лиру. Кормление рыб считаетсмя богоугодным делом.
Стоит только начать кидать корм, рыбы наплывают в огромном количестве, расталкивая друг друга, высовываясь из воды. Их можно дахе потрогать руками

Колоритный дедушка продает косметику

Мечеть 13-го века

А это - соседнее озеро "Айны Зелиха гёль", его по преданию связывают с женой Авраама
Поднимаемся на вершину скалы, у подножия которой расположен весь комплекс. Наверху находится крепость, откуда открывается захватывающий вид на город.

Мечеть Ибрахима (Авраама). За ней находится пещера, где родился пророк Авраам. Об этом позже

крепость

Парк Дергях и священные озера

Колонны, которые символизируют место, откуда по преданию Авраам был сброшен по приказу царя Нимруда в пылающий костер, который по воле Бога превратился в озеро.
Вид с другой стороны крепости. На соседнем холме тоже какие-то пещеры

крепостной ров

Сама по себе крепость ничего особенного не представляет, кроме двух колонн там ничего не сохранилось

Соседние с крепостью кварталы живут своей жизню


Выход из крепости представляет собой вот такую вот лестницу, пробитую в скале, которая спускается вниз метров на 70

После крепости посидели в кафе в парке, выпили чаю

Затем отправились осматривать место рождения пророка Авраама

Вот она, та самая пещера, где по преданию родился пророк Авраам. Это отделение для мужчин

Вход в пещеру, - слева для женщин, справа - для мужчин

Базаы Урфы. Сувениры

И, конечно же пряности, - 9 сортов перца

Отправились дальше бродить по узким улочкам вокруг базара

Пекарня. Пекари увидив у меня в руке фотоаппарат стали просить их сфотографировать.

Пожалуй самое приятное, с чем мы сталкивались за время поездки – это люди, их непосредственное приветливое отношение, бескорыстное желание помочь и ненавязчивое внимание в гостям. Здесь я, правда, не имею в виду детей, шумных и диких, как почти везде на Ближнем Востоке, порой бегущих следом с дикими воплями, клянчащих деньги, предлагающих куда-то отвести за плату, кидающихся камнями ради развлечения. Но это нормально, честно говоря, мы относились к этому явлению довольно спокойно, дети – есть дети, и ничего тут не поделаешь.
Лабиринты улиц и нехитрый быт курдов

Снова базар, ряды чеканщиков

Продавцы табака

Под улицами проходит сеть каналов с пресной водой. Кое-где стоят вот такие источники для забора воды.

Традиционное резное украшение дома

Продавец обуви, - сияющий добротой дедушка

Мы долго бродили в районе базаров, то зарываясь в гущу торговли, то уходя в боковые улочки с уютными маленькими мечетями

Наконец купили вкуснейший гранат и сели его поедать напротив мечети - бывшей мевлевихане - обители дервишей

Отсюда можно было наблюдать окружающую торговую жизнь

Отправились снова бродить по городу. Пока шли по центральной улице в сторону Большой мечети, прямо на улице нас попросоли сфоткать их какие-то люди, которые шли навстречу, потом подошли другие...

Вот такой групповой портрет курдских женщин

Большая мечеть, Улу джами, 12-й чтоли век...

Старое кладбище

Гробница какого-то шейха

Старая Урфа, район Большой мечети

Еще одна гробница какого-то шейха

Фонтанчик

Встретили вот такой вот глючный дом

Памятник кофе

Опять базары, в Уфе базары - это восхитительное зрелище
Изобилие всяких фруктов-овощей, сушеностей, сладостей, тут же ремесленные мастерские, все кипит, живет!

Кюнефе - невероятно вкусное блюдо - пахлава с сыром

В этих сереневых платках ходят как мужчины, так и женщины

Швейная мастерская

Кузечные ряды

Кебабщики

Закат

Таким образом распространенный в России миф о том что Курдистан – чрезвычайно опасное место, на мой взгляд, не соответствует действительности. Впрочем, думаю что, отчасти именно благодаря этому мифу, Курдистан сохранил свою самобытность, как место, где чувствуется настоящий дух древнего востока, не подмененный на суррогатный ориентализм курортов Анталии и Хургады.
после заката пошатались еще немного по базару, сходили к озерам, напоследок покормили рыб, и поехали на автовокзал. Ночным автобусом двинулись в Кайсери, и дальше в Каппадокию, но это уже другая история...

 

Новинки

Товары недели

12