Перейти к основному содержанию

мусульманский Стамбул, район Фатих - тень Завоевателя

мусульманский Стамбул, район Фатих - тень Завоевателя

Автор фото - Александр Емельянов (http://afgan-bazar.ru)

Это один из самых консервативных районов Стамбула. Здесь, в двух шагах от разнузданного "русского" района Лалели, чувствуется какое-то замшелое чопорное благочестие патриархального быта

Фатих (Fatih) — один из самых важных городских кварталов: когда-то Константин Великий построил здесь колоссальную церковь Апостолов, а на ее руинах султан Мехмед Завоеватель возвел сразу после взятия Константинополя огромную мечеть. С тех пор Фатих остается одним из самых консервативных районов города. Здесь в полной мере ощущается, что этот город в течение столетий был столицей всего исламского мира. В 1776 году квартал был полностью разрушен землетрясением, поэтому в некоторых местах здесь непривычно правильная для Стамбула сетка улиц: Фатих отстраивали заново при помощи французских архитекторов.

Это, - первые османские символы Стамбула - мечеть Фатих и гробница Мехмета завоевателя, которые до сих пор привлекают паломников из народа со всей Турции. Мечеть султана Мехмеда Завоевателя (Fatih Sultan Mehmet Camii), сооруженная в 1470 году, рухнула во время землетрясения и была восстановлена в 1766 году. Имя зодчего - Атик Синан (тезка знаменитого архитектора). Говорят, что сразу после завершения работ несчастному отрубили руки, а затем и голову: султан так надеялся, что его здание превзойдет размерами Святую Софию, а купол оказался всего 26 метров в диаметре, на 5- 7 метров меньше софийского пришлось архитектору поплатиться за недостаточный размах — история вполне в духе кровожадного Мехмеда.

Рядом с мечетью и даже внутри можно увидеть многочисленнх кошек - полноправных обитателей этого религиозного комплекса, в который входят медресе (религиозные школы), больницы, благотворительные столовые (имареты) и другие заведения, которые по исламской традиции строились рядом с имперскими мечетями.

На территории месчети есть даже специальный "птичий садик", где для городских птиц налита вода и насыпано угощение. Впрочем, кошки тоже пользуются этими благами.

Забота о птицах и кошках - традиционнная черта ислама с самых первых дней его возникновеия.

В исламе существует множество преданий, которые связаны с кошками. Часть из них была записана в книге Хадисов. Согласно одному из них, кошки высоко почитаются в исламе, так как Пророка Мухаммеда кошка его сподвижника Абу Хурайры (его имя дословно переводится как «Отец кошек») спасла от укуса змеи. В исламе достойным похвалы считается поить кошек молоком. Как рассказывает одно из преданий, у Пророка Мухаммеда была разноглазая белая кошка. Другое предание повествует о том, что однажды пророк Мухаммед после окончания молитвы обнаружил, что его любимая кошка Муэца уснула на рукаве сложенного рядом халата. Мухаммед предпочёл отрезать кусок от рукава, чтобы не тревожить сон Муэцы. Кошки являются единственными животными, которым разрешено входить в мечеть.

Внутри гробницы Мехмета Фатиза все помпезно и аляповато раскрашено, раззолочено и т.д.

Даже после упразднения султаната гробницы султанов оставались объектами настоящего религиозного паломничества. Ататюрку, пытавшемуся искоренить этот вредный для республики культ, пришлось закрыть все мавзолеи. Их снова открыли только недавно (да и то не все), но богомольцев меньше не стало.

А это гробница знаменитого Османа-паши (Османа Гази), которого русская армия с трудом выбила из Плевны. Позже, после освобождения из русского плена он был назначен главнокомандующим действующей армии в греко-турецкую войну (1897)

За этими воротами, ведущими с территории одноименной мечети, начинается улица Дуррушфука (буквально - психбольница) - главная артерия района

Здесь раскинулся небольшой рыночек, цены на котором раза в полтора-два ниже чем у Египетского базара

Узкие боковые улочки сбегают к Золотому Рогу

Миниатюрное кладбище, зажатое между новыми домами

Еще раз вид на мечеть

Лавка пряностей

Стены гиганского комплекса Медресе (духовного училища), окружающего мечеть

Один из мавзолеев при мечети - образец позднего османского барокко

И напоследок, несколько зарисовок из повседневной жизни района Фатих

Цветущие розы в конце декабря

Один из малоизвестных памятников Стамбула римско-византийского времени - колонна императора Марциана (турецкое название: Kiztashi). Расположенная в районе Фатих, недалеко от акведука Валенте, колонна Марциана является одним из старейших памятников Стамбула. 10-метровая колонна в коринфском стиле была воздвигнута в 450 году в честь византийского императора Марциана в центре площади, также названой в честь него. В османскую эпоху колонна находилась в саду частного имения, и, возможно, поэтому пропала из поля зрения путешественников на века. Автором сооружения стал архитектор Татьяниус.

Колонна выполнена из красновато-серого египетского гранита. Четырехугольный пьедестал облицован четырьмя плитами белого мрамора, украшенными монограммой Иисуса Христа ("хризмой") в лавровом венке. Колонна увенчана коринфской капителью, на которой покоится каменное навершие почти кубической формы с рельефными изображениями орлов в углах, вероятно, служившее основанием для статуи Марциана, подобно колоннам Траяна и Марка Аврелия в Риме. Первоначально вершину колонны украшала статуя сидящего Марциануса, современное местонахождение которой неизвестно, а основание было украшено изящными рельефами с изображениями ангелов. Флавий Марциан (Marcianus) (396 - январь 457) был императором в восточной части Римской империи с 450 года до своей смерти. Восточная православная церковь почитает его и его жену Пульхерию как святых, их праздник 17 февраля (по старому стилю): "благоверного царя Маркиана и его супруги, благоверной царицы Пульхерии". Согласно легенде, колонна кренилась набок каждый раз, когда мимо неё проходила девушка, тайком утратившая невинность. Отсюда и её второе название – Девичий камень. Согласно другим источникам, она была переименована из-за выгравированных на её основании женских фигур.

Новинки

Товары недели

12