Пара уникальных браслетов с кольцами в казахском стиле.
Афганистан, конец 20-го века.
Серебро, филигрань, зернь,
ручная работа
Вставки - стекло на красной подложке
Ширина браслета - 58 мм
Между незамкнутыми краями - 32 мм
Размер колец 19-20
Общий вес - 247 г.
Приобретены в Канаде в 2014 г.
Браслеты выполнен с величайшим мастерством из серебра в традиционном казахском стиле туркменскими ювелирами из Афганистана.
Интересна история этих браслетов - в начале 90-х годов они были приобретены в Пакистане (Пешавер) у афганских ювелиров-беженцев из Афганистана от режима талибов.
Характерная особенность таких браслетов - три кольца, вместо четырех, как это встречается на пуштунских образцах. Дело в том, что казахские женщины не носят кольца на среднем пальце - это считается дурной приметой. Исключение составляют только девушки, потерявшие обеих родителей [1].
В Афганистане с давних пор изготовляется большое количество украшений, как в традиционном народном стиле казахских этнических украшений, так и стилизованные, но с безупречным соблюдением традиционных технических приемов обработки материалов.
Вставки из камней в у казахов именовались словом тас (камень) или коз (глаз). Подобная метафора не случайна, ведь вставные камни осмысливались как охраняющее око, наделялись чудодейственной силой. Существовало мнение, что жемчуг лечит бельмо, коралл оберегает от порчи и наговора, янтарь лечит зоб, перламутр защищает от злого языка и одновременно способствует жизненному благу, бирюза приносит счастье. Наибольшей же популярностью пользовался сердолик, считавшийся камнем благоденствия и радости. У казахов, также как у других кочевых народов, бытовало множество легенд, связанных с эти камнем. Степняки верили, что сердолик может охранять от дурного глаза, бесплодия женщин, кроме того, этот «солнечный камень» мог возвратить стареющим людям силы молодости и постоянно доброе расположение духа.
Однако в данном случае вставки в браслетах и кольцах выполнены их стекла на красной подложке, что характерно для казахского ювелирного искусства 19-го, начала 20-го века. В качестве кастов для закрепки стекол использована зернь и филигрань тонкой работы, что также характерно для традиционных ювелирных украшений казахов.
1. - Тохтабаева Ж.Ш. Ювелирное искусство казахов. Алматы. 2011 - 383с.
Еще в 19-м веке в северных областях Афганистана афганскими туркменами было широко налажено производство ювелирных украшений для народов Средней Азии. Афганские мастера виртуозно выполняли традиционные украшения в казахском стиле, которые потом шли через туркменские территории на продажу в казахские племена. Порой изделия афганских зергеров невозможно отличить от собственно казахских ювелирных украшений. Казахский стиль стал популярен и в самом Афганистане, где до сих пор изготовляются украшения с казахскими мотивами в орнаментах и технологии.