Тавиз (амулетницы). (Афганистан, 20-й век)
От арабского "ta`widh" (очарование, амулет). Горизонтально или вертикально ориентированная пустотелая подвеска для вложения охранительных текстов со съемной крышечкой на конце. Может также иметь треугольную или прямоугольную форму, открываться или не открываться. Термин используется также для обозначения подвесок аналогичной формы из металла или камня. Подобные украшения весьма популярны в Афганистане и других странах Центральной и Средней Азии, где называются также "бозубанд" или "тумар". Подобные цилиндрические амулеты были известны в Персии еще в эпоху Сасанидов, в первые века н. э. и получили широкое распространение в 10-12 в.в. [2]. Многие исследователи считают что амулеты цилиндрической формы восходят к доисламским традициям культа плодородия.
Подобные украшения-амулеты могли нашиваться на одежду или ноститься на шее, как центральеый элемент бус из полудрагоценных камней, сткол, кости и других материалов.
Тавиз также может иметь прямоугольную форму, открываться или быть запаяным, содержать или не содержать внутри какие-либо артефакты (священные тексты, землю, уголь и пр.).
В культуре бедуинов Аравийского полуострова подобные амулеты также широко распространены, выполняют такую же функцию и называются hirz, heykal (Йемен), khiyarah [4].
Автор - Александр Емельянов
Читать еще об афганских украшениях
Литература:
- Фахреттинова Д.А. Ювелирное искусство Узбекистана. Ташкент. Издательство лит. и искусства. 1988. - 204с.
- Украшения Востока. Из коллекции Патти Кадби Берч, США. Каталог выставки. М. 1999
- Anne Leurquin. A World of Neckleaces. Africa, Asia, Oceania, America from Ghisels collection. / Anne Leurquin – Milano: Scira Editore S.p.A. 2003 – 464p.
- Heather Colyer Ross. The art of Bedouin Jewellery: a Saudi Arabian profile / Ross H. C. – Switzerland: Arabesque, 1981. – 132p.