Туркменская подвеска-амулет, нагрудное украшение "Гюльяка" (Gül-yakah). Часть свадебного костюма туркменской невесты - снято с продажи для создания выставочного фонда
Туркменская подвеска-амулет, нагрудное украшение "Гюльяка" (Gül-yakah).
Часть свадебного костюма туркменской невесты.
Северный Афганистан, туркмены племени Йомуд, первая половина 20-го века.
Серебро, ковка, пайка, штампованные накладки.
Вставки - цветное стекло.
ручная работа
Диаметр - 125 мм
Вес - 103 г.
Приобретено в Египте в 2016 г.
Это традиционное украшение туркмен-йомутов, проживавших в прикаспийских степях Туркестана. Носили это украшение в виде броши, закрепленной в воротнике женской рубахи. В конце 19-го века эти украшения получили распространение среди туркмен племени Йомуд, проживающих на территории Северного Афганистана, откуда по-видимому и происходит данное украшения. В первой половине 20-го века броши-подвески Гюльяка становятся излюбленными украшениями женщин племени Теке и изготовляются в традиционном для текинцев стиле с искусной гравировкой и золочением фона, множеством сердоликовых или стеклянных вставок и подвесками "шельпе".
"Одно из украшений, брошь — гульяка, в настоящее время является общетуркменским национальным украшением. Носят ее и узбечки, живущие на территории Туркмении. В конце прошлого века гульяка бытовала лишь у западных и, вероятно, у северных туркмен-иомутов и совершенно не была известна другим племенным группам. В самом конце XIX — начале XX в. это украшение стали делать и гокленские мастера-ювелиры, от которых его привозили в ближайшие текинские оазисы. Лишь в 20-е годы нашего века гульяка получает распространение среди текинцев Ахала, покупавших ее у иомутских и гокленских мастеров. В то время гульяка была небольшой брошью. Затем начинается ее быстрое распространение на восток, и к 50-м годам она стала любимым нагрудным украшением туркменок почти всей Туркмении. У текинок Мургабского оазиса гульяка превратилась в нагрудное украшение с подвесками (шелпели гуляка), которое носилось уже не у ворота платья, как застежка, а висело на груди на пестрой тесьме (ала`а)" [5].
Литература:
1. Сычева Н.С. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX-XX веков из собрания Государственного музея искусства народов Востока. / Сычева Н.С. — М.: «Советский художник». 1984 — с. 101.
2. Layla S. Diba. Turkmen Jewelery. Silver Ornaments from the Marshall an Marilin R. Wolf Collection / Layla S. Diba – New York: The Metropolitan Museum of Art 2011 – p. 130.
3. Johannes Kalter. The Arts and Crafts of Turkestan. - New York: “Times and Husdon” 1983. - p. 99.
4. Wolf Dieter Seiwert. Jewellery from the Orient. Treas-ures from the Bir Collection. – Stuttgart: Arnoldshe 2009 – p. 231.
5. Г. П. Васильева. Туркменские женские украшения. Опыт картографирования : Советская этнография, 1973, №3, стр. 90-98