Серьги являются самым ранним и одним из наиболее популярных видов женского украшения. В странах Центральной Азии (Афганистан, Туркмения, Узбекистан и др.) серьги считали не только праздничным но повседневным обязательным украшением для девочек и женщин всех возрастов. Маленьким девочкам продевали в ухо маленькие сережки из серебра или меди, а в богатых семьях иногда и золота. Серьги у представителей различных возрастов женского пола отличались друг от друга. В культуре Средней Азии XIX в. среди мужчин сохранилось представление о серьгах, как о знаке рабства и повиновения. В Бухаре в XIX в. купленным рабам вдевали серебряное кольцо: мужчинам – в правое ухо, женщинам – в носовую перегородку. Но, в основном, как и прежде, они служили апотропеями (Апотропей - др.-греч. отвращающий беду — магический предмет, которому в древности приписывали свойства оберегать людей, животных, жилища от злых сил). Об этом свидетельствует, например, такой факт. Когда в бездетной семье, наконец, рождался долгожданный ребенок у семи многодетных матерей собирали обломки серебряных украшений и делали серьгу на одно ухо младенца, которую он носил до женитьбы. Очевидно, у народов Востока существовало представление об оздоровительной роли серег.
Серьги отличались многообразием формы – от самых простых и лаконичных до сложных и тяжелых, с каскадом подвесок, почти доходящих до плеч и как бы зрительно перетекающих в ожерелье, как и некоторые височные украшения. Богатые модницы, демонстрируя свои драгоценности, надевали одновременно несколько пар серег. От их тяжести порой прорывалась мочка уха. Поэтому наиболее тяжелые серьги прикрепляли к тесьме, положенной на голову – такой способ ношения опять же связывал их с височными подвесками.
Общее название серег в Центральной Азии - «исирга». Под названием «халка» (кольцо, тюрк.) имелись в виду серьги с обручем, как и «исирга-болдок» (серьги-кольцо, узб.). «Зирак» называли серьги с крючком для вдевания в мочку, но такого строгого разграничения придерживались не всегда и не во всех районах. Кроме того, существовало много названий серег, определяемых разными признаками. По технике исполнения: серьги с чернью, серьги с филигранью (ажурные); по используемому материалу: серьги с перламутром, кораллом, жемчугом, камнем. Выделялись локальные виды: ташкентские, бухарские, самаркандские и др. По числу подвесок 3, 5, 7 (которое составляло обязательно нечетное число), причем подвески назывались «ножками»: «уч аяк» - с тремя ножками, «беш аяк» - с пятью ножками. Отличались серьги с глазками, с бубенчиками, напоминающие виноград, серьги в виде полумесяца...
Самая простая «халка», предназначавшаяся для бедноты и сельского жителя, представляла собой обруч из проволоки, в нижней половине спирально обмотанной более тонкой гладкой или филигранной проволокой. Такой тип серег в виде большого обруча из бронзовой или серебряной проволоки существовал в Ферганской долине в середине I тысячелетия до н.э. и не отличался от височного кольца. В более сложных вариантах на обруч насаживали бусину, чаще из коралла, или дутую серебряную, а по сторонам ее – колечки из зерни и трубочки из спирали. Иногда такие серьги называли «илон-зирак» («серьги-змейки»), связывая с образом змеи. В традициях ювелирного дела афганских мастеров до сих пор сохранились серьги в виде стилизованного изображения птицы «мургак-зирак».
Своеобразием отличались «кашгар-болдок» - кашгарские серьги. В Ферганскую долину их принесли кашгарцы, переселившиеся в XVIII в. В «кашгар-болдок», которые делали из золота и серебра, орнаментальный декор размещали в нижней части обруча, заполняя его до серидины. При многообразии вариаций, в одной из излюбленных композиций в середине помещали ажурный или тисненый круг – воплощение мотива солнца, звезды, «колеса дхармы», - со временем превратившийся в синкретичный, благопожелательный символ. Узор, расположенный на нижнем крае обруча, иногда силуэтно напоминал полумесяц. Используя технику филиграни в сочетании с зернью и басменным тиснением, выделывали из тончайшей проволоки миниатюрные розетки с зернью или жемчужиной в центре, обрамляли круг пирамидками из зерни, по низу обруча прикрепляли обнизь из мелких жемчужин, иногда в узор включали глазки бирюзы, сочетали их с золотыми тиснеными «перлами». Данный вид серьги был широко распространен во всех городских местностях северного региона Средней Азии: Самарканде, Бухаре, Фергане, Ходженте, Аште и др.
Широкой популярностью пользовались сложные и нарядные виды серег «халка», основным объединяющим признаком которых было большое количество подвесок одинаковой длины и видов. Верхнюю часть серег, как правило, украшала традиционная розетка из своеобразных переплетений проволоки, создающих узор в виде цветов, побегов, бабочек и солнца. Подвески дополнительно декорировались цветными камнями, полыми металлическими бусинами, пронизками из зерни и штампованными листочками, а также жемчужинами и монетами.. Их ажурный узор, вписанный в обруч еще более легок и прозрачен, он образован тонкой лентообразной или филигранной проволокой, создающий очень условный мотив цветка лотоса, тюльпана, бабочки, веера и другие. Изображение веера, опахала ритуально связывалось с ветром, почитавшимся как сила и дух природы.
Серьги в форме полумесяца («ой болдок»), очевидно произошедшие от височных подвесок-лунниц в древности были связаны с культом Луны – символа плодородия. Серьги представляли собой пластинку в виде полумесяца, прикрепленную к обручу или крючку. Пластинку покрывали гравированным, чеканным или тисненно-черневым узором.
В начале XX в. в Бухаре начали изготовлять серьги с тремя крупными круглыми жемчужинами, посаженными с помощью металлических шпеньков на пластину. Нижнюю часть украшения декорировали короткими подвесками. Такие серьги назывались «се холак» («три родинки» или «три глазка»)
Кольцевые серьги отличаются большим разнообразием вариантов и относительно широким распространением, по сравнению с крючковыми. Большинство крючковых видов серег вошло в употребление в начале XX в. Крючковых серег изготовлялось меньше, чем кольцевых, и каждая из них отличалась своеобразием.
В Бухарском ханстве делали строгой формы серьги, чаще из серебра, иногда с цветными камнями. Проволока, согнутая в крючок для вдевания в мочку, ниже переходила в стержень, вверху спирально обвитый гладкой или филигранной проволокой, затем следовала коралловая или серебряная дутая бусина, обрамленная кольцом из зерни, и главная крупная ажурная бусина, чаще составленная из восьми спиральных кружков. Такую бусину называли «гузача» ( «орех» или «коробочка» растения). Иногда бусину инкрустировали бирюзой и превращали в «плод граната».
Мотив спирали, часто встречающийся в прикладном искусстве Центральной Азии, помимо других значений, считался изображением водоворота и символизировал стихию воды – источника плодородия.
Литература
-
Фахреттинова Д.А. Ювелирное искусство Узбекистана. Ташкент. Издательство лит. и искусства. 1988. - 204с.
-
Пиотровский М.Б. О мусульманском искусстве. Спб 2001. - 146с.
-
Веймарн Б.В. Классическое искусство стран ислама. М. 2002. - 494с.
-
Миллер Д. Ювелирные украшения. М. 2004. - 256с.
-
Умарова З. Х. «История развития ювелирного искусства таджиков (V- начала ХХ вв.)» - Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Душанбе - 2009
-
Украшения Востока. Из коллекции Патти Кадби Берч, США. Каталог выставки. М. 1999
-
Ким. М. Сокровищница мира. Коллекция Аль-Сабах национальный музей Кувейта. Thames & Hudson 2009. - 158c.