Перейти к основному содержанию

Афганская нашейная повязка-чокер с фигурками рыб. Западный Пакистан (Кветта), народность Хазара, вторая половина 20-го века - снято с продажи для создания выставочного фонда

Афганская нашейная повязка-чокер с фигурками рыб. Западный Пакистан (Кветта), на
Афганская нашейная повязка-чокер с фигурками рыб. Западный Пакистан (Кветта), на
Афганская нашейная повязка-чокер с фигурками рыб. Западный Пакистан (Кветта), на

Афганская нашейная повязка-чокер с фигурками рыб.
Западный Пакистан (Кветта), народность Хазара, вторая половина 20-го века.
Металл - сплав, традиционно получаемый при переплавке старых украшений и монет, называемый в Афганистане и Пакистане Альпака (Alpaka), или Гиллит (Gillet), состоящий из никеля, цинка, меди и олова в разных соотношениях.
Пакистанские монеты 1946-65 гг.
Отсутствует тканевая подложка.
Длина колье - 290 мм.
Ширина с подвесками - 160 мм.
Вес - 340 г.
Отсутствует часть монет и одна крайняя подвеска.

Изображение рыбы часто встречается в ювелирных украшениях Ближнего Востока, Северной Африки и Центральной Азии. Эта традиция восходит к архаичным временам и связана с мифологией Древнего мира.
Образ рыбы с глубокой древности генетически связывали с водной стихией, соответственно, он был связан с идеей плодородия. В древности золотую фигурку рыбки носили как амулет (Амударьинский клад V-IV вв. до н.э., рыбка из Новой Нисы II вв. до н.э.)[5]. Рыбы-дельфины изображены в виде застежек из Тилля-тепе (Афганистан, I в. до н.э.). Изображение рыбы было широко распространено в искусстве древнего Востока. Образ рыбы нашел отражение и в орнаменте некоторых традиционных украшений северных таджиков и узбеков. Этот орнамент известен под названием «рыбий хвост » или «рыбья чешуя». Образ рыбы иногда трактовался как символ многочисленного потомства, а в некоторых случаях выступал олицетворением богатства и счастья [6].
Изображения рыб на ювелирных украшениях также весьма популярно в Тунисе и также носит сакрально-магическое значение.

Часть текста для данной статьи взята из авторской диссертации:

Умарова З. Х. История развития ювелирного искусства таджиков (V - начало XX вв.) : дис….канд. ист. наук : 07.00.02 / Умарова Зарина Ходжамахмадовна. – Душанбе. : 2009. –234 с.

Литература и аналоги:

1. Alfred Janata. Schmuck in Afganistan. / Janata A. - Graz: Akademische Druck – u. Verlagsanstalt, 1981. - s. 74-75.
2. Wolf Dieter Seiwert. Jewellery from the Orient. Treasures from the Bir Collection. – Stuttgart: Arnoldshe 2009 – p. 178, 187.
3. Karolina Krzywicka. Ethnic Jewellery of Afghanistan. From theAsia and Pacific Museum in Warsaw - Warzawa: 2012. - p. 73-76.
5. Ремпель Л.И. Цепь времен. -М.: Наука. —Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1987.- с 34.
6. Сычева Н.С. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX-XX веков (из собрания Государственного музея искусства народов Востока).- М: Советский художник, 1984.- с 6.

Новинки

Товары недели

12