Перейти к основному содержанию

Традиции восточного ювелирного искусства - ювелирное искусство Центральной Азии и Ближнего Востока

Браслет Иран
Перстень Иран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Емельянов А.Ю.

Традиции восточного ювелирного искусства

 

  Восточные украшения, сохранившие традиции древних мастеров обладают какой-то необъяснимой привлекательностью. Кажется, они дают один из ключей к разгадке исчезнувших цивилизаций. Ни их материальная ценность, ни их красота не объясняют до конца их необыкновенные свойства. Мастерство и кропотливый труд ювелиров придали этим украшениям формы, совершенство которых превосходит наше воображение. Но какой смысл таят в себе эти украшения? Что заставляет нас глядеть с замиранием на эти предметы, сделанные рукой человека? Такое ощущение, будто мы приближаемся к некой тайне, будто жестокость современного мира, побудила в нас потребность, осознанную или неосознанную, в каком-то охранительном амулете.1

У многих народов своеобразие ювелирного дела, как вида декоративно-прикладного искусства, заключается в многообразии возможностей и средств художественной выразительности, определяемой необычайным богатством материалов и технических приемов оформления. Прежде всего, ювелирам при создании украшений помогает материал предоставленный самой природой: сверкающее солнечным светом золото, лунный блеск серебра, искрящиеся и переливающиеся самоцветы, разных оттенков и узоров цветные камни, дары моря – жемчуг, кораллперламутр... Используются разнообразные технические приемы обработки металла и камня: тиснение (басма), чеканка, гравировка, литье, ковка, филигрань, просечная резьба, зернь, чернение, золочение, тауширование, финифть (расписная, перегородчатая и выемчатая эмаль), инкрустация, резьба и огранка камня. Благодаря им создаются различные декоративные эффекты: пластическая рельефность, скульптурность, графичность, ажурность, живописность.

Умелое сочетание этих приемов позволяет ювелирам создавать уникальные украшения в любую эпоху от первобытного строя до наших времен.

Ювелирное искусство, как и все виды художественного творчества, обладает специфическими чертами. Главная из них в прошлом – многообразие общественных функций. Тысячелетиями значительную роль придавали ритуально-культурному смыслу украшений. Было в этом искусстве много таинственного, начиная с ремесла ювелира, его мастерской, инструментов, звона молотка и чекана, носивших сакральный характер, его работы, связанной со «священным» огнем, материалов – драгоценных металлов и камней, мотивами орнамента, формой и назначением изделий, - все по древним представлениям наделялось смысловым значением и сакральной силой, становилось символом различных доброжелательных существ, предметов, явлений и понятий.

     Украшения обязательно входят в сферу материальной культуры любого народа. Сквозь века и эпохи до нас дошли сюжеты, приемы обработки природных материалов, традиции и стили. Первые украшения были изготовлены из самых доступных материалов – кости, раковин, птичьих перьев и т.д. Затем люди научились обрабатывать глину, металл,  твердые камни, варить цветные стекла. Интенсивное культурное перемешивание привело к образованию новых стилей и технологий художественной обработки материалов, а также уникальных форм ювелирных украшений, многие из которых до сих пор используются в традициях ювелирного дела стран Востока. Можно сказать, что народные украшения являются своеобразным культурным кодом, характеризуют национальные черты, исторические стадии развития культуры и ремесла, религиозные традиции народов мира.

    Первоначальный смысл украшений - это не только эстетическое наслаждение и показатель статуса владельца, в первую очередь это сила символических орнаментов и форм, магическая тайна металлов и минералов. С древности и практически до начала ХХ века украшения наделяли магическими охранительными свойствами, поэтому они приобретали большое значение для того, кто их носил. Считалось, что сама форма определяла силу украшения. Предметы в виде геометрических фигур были связаны с силами природы, сторонами света, небесными телами.  Антропоморфные и зооморфные сюжеты связывались с доисламскими божествами, даже тотемными животными. Круглые подвески напоминают о солнечном культе, перстни с печатями – об особом статусе их обладателей, изображения животных и растительных орнаментов связаны с плодородием, символами Рода, Верхнего и Нижнего миров —  отголосками доисламских шаманских верований. Это слияние посредством магии с силами вселенной должно было защищать человека от любых явлений или действий, представляющих угрозу его существованию. Особенно важны были украшения для свадебной церемонии, для женщины в первый год замужества и рождения первого ребенка, когда она была наиболее уязвима и нуждалась в защите от всех сил зла. Поэтому наиболее богатые комплексы украшений относятся именно к свадебным комплектам. Первые украшения одевались на только что родившегося ребенка, с возрастом и изменением социального статуса менялись, но сопровождали человека всю его жизнь.

      В реалиях современного мира, в большинстве стран Америки, Европы и Азии вследствие процессов глобализации и утраты национальных традиций, народные украшения практически вышли из употребления и сменились на массовую продукцию широкого потребления.  Однако 20-й век с его геополитическими потрясениями, страшными войнами и геноцидом целых народов, нанес непоправимый ущерб культурным традициям этих народов. Поэтому столь важным представляется сегодня изучение этих традиций, сохранение памятников народного мастерства. За последние десятилетия все возрастает интерес к традиционным украшениям народов Востока, появляются статьи, каталоги частных коллекций, музейные экспозиции, посвященные традиционным украшениям Азии и Африки не только глубокой древности, но и сравнительно недавнего прошлого. Одна из целей этого проекта – ознакомление всех, кто интересуется культурой Востока и Африки с живыми и уже ушедшими традициями ювелирного искусства кочевых и оседлых народов.

Раннеисламское ювелирное искусство не так быстро реагировавшее на новые веяния моды, еще долго сохраняло влияния сасанидских и византийских традиций – вплоть до IX-X вв.

В период Средневековья выделяются два больших региона, с которыми связано изготовление ювелирных украшений: Египет и Сирия времен правления Фатимидов (X-XI века) – и Иран и Анатолия эпохи Великих Сельджуков (XI – начало XIVв.). Несмотря на удаленность этих регионов друг от друга, предметы ювелирного искусства, изготовленные там имеют много общего. Например, зернь или филигрань (иногда сквозная), наиболее распространенные в Египте и Сирии техники, широко применялись и в Иране, причем даже более длительное время.

Анималистические мотивы, столь характерные для иранского ювелирного искусства, встречаются в ювелирных украшениях Сирии и Египта периода Фатимидов. Однако, работавшие в Египте и Сирии мастера, в отличии от персидских ремесленников, продолжали византийскую традицию использования цветной эмали или расплавленной стеклянной пасты для заполнения промежутков между перегородками филиграни.

Какие украшения носили в реальной жизни женщины и мужчины? Наряду с такими классическими изделиями, как ожерелья, кольца, браслеты и серьги, нужно отметить диадемы, фибулы, гребни, браслеты для предплечий, застежки и накладки для поясов, ножные браслеты, а также еще более специфические и типичные именно для Востока вещи – кольца лучников, перстни-печати, кольца, которые носили в носу и на пальцах ног, длинные подвески, обрамлявшие лицо, украшения для чалмы, и, наконец, четки и знаменитые коробочки для талисманов.

Перстни-печати и футляры для талисманов являются, пожалуй, самыми характерными исламскими украшениями из драгоценных металлов. Они, как правило были изготовлены из серебра или сплавов, богато отделаны чернью. Явное предпочтение серебра обусловлено тем, что, согласно Корану и хадисам, золото подобает носить лишь избранникам Рая; на серебро же запрет не распространяется.

Запрет, касавшийся золотых украшений, недолго соблюдался со все строгостью. Но исключительным правом работать с этим металлом стали пользоваться ювелиры, принадлежащие к еврейским общинам. Традиции еврейского ювелирного искусства живы на ближнем востоке и поныне.

Женщинам носить украшения из золота позволялось при условии, что никто кроме мужа этого не увидит. Это табу относилось к мальчикам и девочкам, еще не достигшим брачного возраста.

Но золото настолько прочно ассоциировалось с властью, что халифы из династий Омейадов и Аббасидов без малейшего сомнения нарушали запрет. Их примеру следовали придворные и другие состоятельные люди.

Наивысшего расцвета искусство обработки золота достигло в Индии в эпоху Великих Моголов, где еще в последние столетия до нашей эры была разработана уникальная технология закрепки камней – кундан.

Кундан, или сверхочищенное золото, плющится в узкие полоски фольги и очищается до такой степени, что становится «липким» при комнатной температуре. При такой степени чистоты оно может фактически образовывать молекулярную связь под давлением специальных стальных инструментов, с помощью которых фольга сначала обжимается вокруг камней, затем обрезается, моделируется и полируется, принимая любую форму, какую пожелает мастер. Кундан может применяться на любой жесткой поверхности, и поскольку для прикрепления к металлу нет нет необходимости в пайке, эта техника дает почти полную свободу, идет ли речь о соединении металла с эмалью или ранее вставленными камнями или даже органическими материалами, такими как дерево и кость. Нет сведений о том, что эта техника применялась где-либо кроме Индии, несмотря на ее очевидные преимущества и на тот факт, что визуальные эффекты, которые она производила, часто имитировались ювелирами соседних регионов.

Золото всегда было одним из самых ценных ювелирных материалов, с незапамятных времен этот металл символизировал могущество и власть. Золото – материал редкий, красивый и дорогой, оно легко поддается обработке и не подвержено влиянию времени. Тот, кто не имел права носить золотые вещи, часто обращался к обыкновенным металлам и отделывал их так, чтобы имитировать цвет золота и его блеск.

Другие природные материалы, такие, как горный хрусталь или полудрагоценные камни (сердолик, халцедон, гранат, гагат) использовались либо отдельно, либо в сочетании с драгоценными камнями. Применялась и искусственные материалы: бусы из стекла тоже могли очаровывать по-настоящему. Шлифовщику удавалось обнаружить в стекле глубину и свет, подобные глубины и свету небес. Цвет стеклянных бус мог напоминать бледные краски рассвета или ярко-синий тон предзакатного неба.

Некоторые племена Азии и сегодня продолжают приписывать украшениям сверхъестественные свойства, и, наверное именно вера в священную и магическую силу этих предметов обуславливает удивительное постоянство их форм.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Украшения Востока. Из коллекции Патти Кадби Берч, США. Каталог выставки. М. 1999

 

Литература:

  1. Фахреттинова Д.А. Ювелирное искусство Узбекистана. Ташкент. Издательство лит. и искусства. 1988. - 204с.

  2. Пиотровский М.Б. О мусульманском искусстве. Спб 2001. - 146с.

  3. Веймарн Б.В. Классическое искусство стран ислама. М. 2002. - 494с.

  4. Миллер Д. Ювелирные украшения. М. 2004. - 256с.

  1. Умарова З. Х. «История развития ювелирного искусства таджиков (V- начала ХХ вв.)» - Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Душанбе - 2009

  2. Украшения Востока. Из коллекции Патти Кадби Берч, США. Каталог выставки. М. 1999

  3.  Ким. М. Сокровищница мира. Коллекция Аль-Сабах национальный музей Кувейта. Thames & Hudson 2009. - 158c.

  4. 1. Layla S. Diba. Turkmen Jewellery. Silver Ornaments from the Marshall an Marilin R. Wolf Collection / Layla S. Diba – New York: The Metropolitan Museum of Art 2011 – 264p.
  5. 2. Sigrid van Roode. Desert Silver. Nomadic and traditional silver jewellery from the Middle East and North Africa / Sigrid van Roode – Amsterdam: KIT Publishers 2010 – 92p.
  6. 3. Loughran K. Desert Jewels. North African jewellery and photography from the Xavier Guerrand-Hermes Collection / Loughran K., Becker C. – New York: Museum for African Art 2008 – 94p.
  7. 4. Maryon H. Metalwork and enamelling. / Maryon H. - New York.: 1971. - 335р.
  8. 5. Wolf-Dieter Slwert. Jewellery from the Orient. Treasures from the Bir Collection. / Wolf-Dieter Slwert – Stuttgart: Arnoldshe 2009 – 320p.
  9. 6. Anne van Custem. A World or Rings. Africa, Asia, America. / Anne van Custem – Milano: Scira Editore S.p.A. 2000 – 230p.
  10. 7. Hagedorn A. Islamic Art. / Hagedorn A. - Los Angeles.: Köln 2009. - 96р. 8. d`Avennes P. Arabic Art. After monuments in Cairo / d`Avennes P. – Paris: L`aventurine 2001 – 235p.

     

     (Чтиать о символике восточных украшений)

 Читать еще о ювелирном искусстве стран Востока и этнических украшениях в восточном стиле

12