Перейти к основному содержанию

Символика плодов в племенных украшениях народов Центральной Азии на примере двух типов афганских серег.

Иранское колье с плодами граната

Символика плодов в племенных украшениях народов Центральной Азии на примере двух типов афганских серег.

 

С глубокой древности украшения несли в себе магическое значение, украшения в первую очередь были амулетами и оберегами.

Ношение украшений  было не столько связано с эстетикой, сколько с верой в то, что это позволяет защитить владельца подобных амулетов от бед и принести ему благополучие. Поэтому украшения делались часто с изображением различной символики, призванной воздействовать на окружающую реальность. Это могли быть зооморфные изображения, изображения небесных тел, символических изображений духов и предков.

Но особое место среди подобной символики занимают изображения растений и плодов. Например, изображение дерева во многих древних культурах, связывалось с мифами о сотворении мира, а также со связью между нижними и верхними мирами в шаманских традициях.

Изображения же цветов и плодов связаны с плодородием, продолжением и обновлением жизненного цикла. Кроме того, отдельные растения и их цветы  и плоды, могли быть связаны с определенным поэтическим символизмом, что прослеживается в искусстве Древнего мира, античности, средневековье, и даже в более поздние эпохи.

Мы рассмотрим два примера, связанных с племенными украшениями народов Центральной Азии 19-20 вв., несущими в себе древний символизм из прошлых эпох:

1.     Серьги в виде стилизованных плодов граната – Афганистан, провинция Нуристан или Сват (территория северо-западного Пакистана), 19-й, начало 20-го века.

Изображение плодов граната несет в себе глубокий поэтический символизм еще с искусства Древнего Египта. Цветы и плоды граната в символизме Востока связаны с глубокой чувственной любовью, влечением и наслаждением. Подобные стилизованные плоды граната встречаются в иранских украшениях с 10-го века нашей эры (заглавное изображение) [1]. По видимому, этот образ получил широкую популярность и в последующие эпохи, поскольку такой тип серег был весьма популярен среди нуристанских и дардских народов предгорьев Памира и Гиндукуша. При этом сама массивная форма подобных серег имеет много общего с традиционными тибетскими украшениями. Это не удивительно, так как в средние века эти территории были завоеваны тибетцами и некоторые элементы тибетской культуры прослеживаются в культуре народов Памира и Гиндукуша вплоть до середины 20-го века.

 

2.     Афганские и пакистанские серьги в виде плодов мака.

 

  
В основе образа всех этих украшений - сильно стилизованный мотив коробочки мака. 
Серьги с более или менее выраженными изображениями плодов мака весьма часто встречаются среди народных украшений кочевых племен Кучи Афганистана, Пакистана и Северной Индии. Продукты переработки опийного мака известны с глубокой древности. Еще со времен Древнего Египта мак и его производные использовались в медицине как анестетики. Вероятно это растение, благодаря его сильному воздействию на психику человека наделялось магическими свойствами, чем можно объяснить столь часто повторяющийся мотив. Однако остается загадкой, почему этот мотив встречается именно в декоре серег и височных подвесок.

Автор текста - Александр Емельянов

Литература:

1.     Украшения Востока. Из коллекции Патти Кадби Берч,   США. Каталог выставки. - М.,1999

2.      Karolina Krzywicka. Ethnic Jewellery of Afghanistan. From the Asia and Pacific Museum in Warsaw - Warzawa: 2012. - p. 48.

3.      Alfred Janata. Schmuck in Afganistan. / Janata A. - Graz: Akademische Druck – u. Verlagsanstalt, 1981. - s. 90-91.

4.      Wolf-Dieter Slwert. Jewellery from the Orient. Treasures from the Bir Collection. / Wolf-Dieter Slwert – Stuttgart: Arnoldshe 2009 – p. 193.

12