Перейти к основному содержанию

Туркменский двухрядный браслет "Билезик". Афганистан, середина-вторая половина 20-го века

Виртуальный музей декоративно-прикладного искусства Востока, Центральная и Южная Азия, браслеты, Афганистан и Средняя Азия, Туркменские украшения, Браслеты

Туркменский двухрядный браслет "Билезик". Афганистан, середина-вторая половина 2
Туркменский двухрядный браслет "Билезик". Афганистан, середина-вторая половина 2
Туркменский двухрядный браслет "Билезик". Афганистан, середина-вторая половина 2
Туркменский двухрядный браслет "Билезик". Афганистан, середина-вторая половина 2
Туркменский двухрядный браслет "Билезик". Афганистан, середина-вторая половина 2
Туркменский двухрядный браслет "Билезик". Афганистан, середина-вторая половина 2
 

Артикул: 11935

Туркменский двухрядный браслет "Билезик".
Афганистан, середина-вторая половина 20-го века
Ручная работа, чеканка, золочение
Металл - сплав, традиционно получаемый при переплавке старых украшений и монет, называемый в Афганистане и Пакистане Альпака (Alpaka), или Гиллит (Gillit), состоящий из никеля, цинка, меди и олова в разных соотношениях с примесью серебра. В Европе подобные сплавы известны под названиями Мельхиор, Нейзильбер, «Германское серебро» и др. 
Ковка, пайка, чеканка, гравировка, горячее золочение.
Вставки - цветное стекло
Ширина  - 63 мм
Вес - 86 г.
Внутренний размер - 60/54 мм,
расстояние между незамкнутыми концами - 32 мм
 
Женские украшения туркменских, казахских и каракалпакских племен напоминают о воинственном прошлом этих народов. Широкие браслеты, порой закрывающие почти все запястье, крупные нагрудные украшения в виде дисков и пекторалей, женские головные уборы, напоминающие шлемы — все это стилизованные военные доспехи.
Такие браслеты в туркмены называют "билезик". Их носили на обеих руках туркменские женщины среднего и пожилого возраста. Иногда их длина была весьма внушительна и они практически закрывали руку от запястья до локтя. Браслеты традиционно украшаются одинаковыми рядами металлических полос, вставками из сердолика или стекла, чеканкой, гравировкой и золочением. Таких рядов может быть до восьми. Но встречаются и узкие, однорядные браслеты "еке гошма". Обычно многорядные браслеты слегка расширяются от одного конца к другому для удобства их ношения. Орнамент на таких браслетах всегда строго дублируется на каждой полосе и вставки, если они есть, делаются рядами на одинаковом расстоянии друг от друга.
На тыльной стороны браслета, вдоль незамкнутых краев пластин, образующих основу, имеются характерные выступы в виде стилизованных голов змей "йилан баши" [4]. Этот мотив восходит к глубокой древности и несет сакральное значение. 
 
Литература:
 1. Сычева Н.С. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX-XX веков из собрания Государственного музея искусства народов Востока. /  Сычева Н.С. — М.: «Советский художник». 1984 — с. 113.
2. Johannes Kalter. The Arts and Crafts of Turkestan. - New York: “Times and Husdon” 1983. - p. 104
 3. Layla S. Diba. Turkmen Jewellery. Silver Ornaments from the Marshall an Marilin R. Wolf Collection / Layla S. Diba – New York: The Metropolitan Museum of Art 2011 – р. 193p.
4. Загитова М. «Ювелирные украшения Туркмении конца 19-начала 20 вв в собрании ГМИНВ», Издательский дом «Руда и Металлы» стр. 51-58
5. Alfred Janata. Schmuck in Afganistan. / Janata A. - Graz: Akademische Druck – u. Verlagsanstalt, 1981. - s. 160-161.
6. Wolf-Dieter Slwert. Jewellery from the Orient. Treasures from the Bir Collection. / Wolf-Dieter Slwert – Stuttgart: Arnoldshe 2009 – p. 260.
 

 

Цена: 8,200.00руб

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
12