Перейти к основному содержанию

ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛА В ТРАДИЦИОННЫХ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЯХ ТУРКМЕН

А. Ю. Емельянов, к.т.н., доцент

 

ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛА В ТРАДИЦИОННЫХ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЯХ ТУРКМЕН

 

Аннотация

 

В статье рассматриваются основные технологии художественной обработки металла в традиционных туркменских украшениях 19-20-х вв.

 

Ключевые слова

 

Туркменские украшения, декоративно-прикладное искусство Средней Азии, ювелирное дело.

 

Интерес к традициям декоративно-прикладного искусства народов Средней Азии возник сравнительно недавно.  До второй половины 19-го века территория Туркестана была труднодоступна европейским исследователям, и только после завоевания и присоединения этих территорий к Российской Империи начинается систематическое изучение богатейшего наследия кочевых и оседлых народов и племен, населяющих этот регион. Однако научные исследования традиций ювелирного искусства народов Средней Азии начинаются только с первой половины 20-го века, до этого имеются лишь описания и зарисовки отдельных путешественников.

Первые публикации по теме декоративно-прикладного искусства народов Средней Азии выходят на русском языке в Советском Союзе и, практически до конца 70-х годов прошлого века являются единственными серьезными научными трудами на эту тему. Однако в конце 20-го века появляются  исследования на эту тему иностранных авторов на немецком и английском языках, которые с одной стороны опираются на своих предшественников из Советского Союза, с другой  –  на богатые коллекции музеев Европы и Америки.

При этом в русскоязычной литературе мало внимания уделяется технологическим аспектам традиционного ювелирного искусства Средней Азии. В данной статье ставится целью восполнить этот пробел и объединить разрозненные сведения из различных иностранных и отечественных литературных источников.

Основным металлом, применявшимся для изготовления украшений туркмен, как и других народов Средней Азии, являлось серебро. Этот металл обладает прекрасными технологическими свойствами для создания украшений. Кроме того, массивные серебряные украшения туркмен отлично гармонировали с красными тонами традиционной одежды туркменских женщин. [1, стр. 39]. Надо отметить также запрет на ношение золотых украшений, связанный с распространением ислама на территории Средней Азии. Впрочем, у туркмен племени Теке было широко распространено золочение фона украшений из серебра, что не являлось нарушением запрета.

Для самых бедных слоев населения украшения иногда изготовляли из посеребренных медных сплавов и низкопробного серебра. Иногда украшения делались композитными, сочетая основу из дешевого сплава и напайные элементы из высокопробного серебра. [3, стр. 39]. В середине двадцатого столетия популярным заменителем серебра становится медно-никелевый сплав, полученный переплавкой советских монет.

Серебро в основном получали путем переплавки российских, иранских и китайских серебряных монет. Содержание серебра в туркменских украшениях обычно колеблется в пределах 80-90% [2 стр. 137, 3 стр. 39]. Однако, в ряде случаев (особенно начиная с 20-го века), наблюдается пониженное содержание серебра из-за того, что в качестве лигатуры для новых украшений использовались элементы старых украшений, некоторые из которых могли быть и не серебряными вовсе.

При этом литье, для изготовления самих украшений почти не применялось туркменскими и казахскими ювелирами. Почти все украшения выполнялись из прокованного листового серебра или проволоки. Объемные изделия спаивали из тщательно подогнанных друг к другу листов металла. Тонкий металл тщательно проковывался для усиления прочности путем образования наклепа [3, стр. 40].  Это позволяло, во-первых экономить дорогой металл, с другой стороны делало украшения не такими тяжелыми, что было немаловажно,  так как женский костюм мог быть настолько богато украшен металлическими украшениями, что их общий вес был весьма приличным.

Внутреннюю полость изделий, спаянных из тонкого прокованного листа заполняли мастикой на основе смол, сургуча или мелом. Реже, для более дорогих и изысканных украшений, внутри припаивались специальные ребра жесткости из серебряных полос, поставленных на ребро [3, стр. 39].

Серебряные украшения дополнялись вставками из натуральных самоцветов. Чаще всего использовался сердолик, имеющий особое сакральное значение, связанное  с жизненными силами, защитой, заживлением ран и т.д. Реже использовались другие вставки – бирюза, цветные пасты, яшма, агат, коралл, и т. д. С начала 20-го века все чаще появляются вставки из цветного стекла и смальты, имитирующие сердолик как более дешевый заменитель натурального камня.

Женские украшения туркменских, казахских и каракалпакских племен напоминают о воинственном прошлом этих народов.  Широкие браслеты, порой закрывающие почти все запястье, крупные нагрудные украшения в виде дисков и пекторалей, женские головные уборы, напоминающие шлемы — все это стилизованные военные доспехи.

Тысячелетние традиции выделки кожи и вышивки тканей оказали сильное влияние на дизайн туркменских украшений — плоскостные конструкции с линеарным стилизованным орнаментом, выполненным тонкой чеканной линией или просечкой металла [3, стр. 39].

Характерный тип украшений туркменских племен — спинные или накосные украшения в виде двух широких полос из соединенных в виде цепочек модульных симметричных пластин различных форм — круглых, ромбовидных или сложной стилизованной формы. Иногда эти полосы соединяются цепочкой с центральной подвеской. Заканчиваются такие пластины одинаковыми подвесками или бубенчиками на цепочках [1, стр. 84].

Традиции изготовления туркменских украшений восходят к ахменидскому периоду древнего Ирана, на протяжении многих веков кочевники-туркмены испытывали влияние скифско-сарматской культуры, позднее – персидской культуры сефевидов и каджаров. Большое значение имели культурные связи с соседними народами – казахами, таджиками, татарами, афганцами и т. д.

Трудно сказать, как развивались формы туркменских украшений на протяжении предыдущих столетий, поскольку у туркмен было принято ради экономии металла переплавлять старые украшения для изготовления новых. Поэтому, туркменские украшения, созданные ранее конца 18-го века практически неизвестны или же их невозможно идентифицировать из-за скудности материала и отсутствия маркировок (украшения с подписями мастера и датами встречаются редко и самые старые известные образцы подписей относятся к 19-му веку).

Для декорирования поверхности изделий туркменские ювелиры используют различные техники, при этом каждое племя имеет свои излюбленные сочетания этих техник, отдавая предпочтение тому или иному виду декора.

Невероятно красивы и гармоничны украшения туркменского племени Теке — широкие плоскости металла, разделенные чеканным и узором в виде стилизованных анималистических и растительных форм. Чередование холодного блеска серебра и позолоты дополнено овальными или миндалевидными вставками полированного сердолика и создает эффект торжественной и живой гармонии.

Украшения другого туркменского племени — Йомуд, изобилуют мелкими позолоченными чеканными накладками с геометрическими узорами в виде кругов, точек и розеток, а вместо сердолика зачастую используются вставки цветного стекла.

Украшения племен Эрсари, Сарык и Салор напротив, строги и аскетичны, позолота почти всегда отсутствует, а широкие серебряные плоскости, иногда украшенные  чеканкой, разделены прямыми или изогнутыми полосками простого филигранного узора в виде змейки между двух параллельных скрученных проволок [1, стр. 20-37].

Благодаря своему географическому положению и прохождению торговых путей, регион Средней Азии испытал богатейшее влияние культур различных народов, мастера ювелиры в таких крупных и богатых городах, как Бухара и Самарканд владели практически всеми техниками обработки металла, известными до начала 20-го века. Однако кочевники-туркмены вынуждены были использовать те способы обработки металла, которые возможно было осуществить в условиях кочевой жизни с минимальным количеством оборудования. Тем не менее, туркменские зяргяры достигали порой высочайшего мастерства даже в таких стесненных условиях.

Поэтому такие техники, как горячая эмаль, столь популярная у ювелиров Бухары и Самарканда, практически не используется туркменами. Также редко встречаются чернь и ажурная филигрань, широко распространенные среди казахов и татар.

Однако столь эффективная техника, как скань (филигрань), все же используется в украшениях некоторых туркменских племен, хотя и в сильно упрощенном виде – в виде одиночной или двойной змейки из круглой проволоки, обрамленной рядами скрученной проволоки. Технологически такая змейка получается при укладывании проволоки на специальном трафарете в виде доски со вбитыми в нее гвоздями. Это позволяет получать длинные полосы орнамента с одинаковым шагом. В иностранной литературе подобная техника называется Gallery Wire  [2 стр. 142]. Украшения туркменских племен,   Салор и Сарык почти всегда отделаны поясками из такого орнамента. Эти изящные филигранные пояски обычно обрамляют края плоских изделий или разделяют плоскости на сектора, образуя строгий и лаконичный геометрический орнамент.

Объемная чеканка также не встречается среди туркменских украшений. Вместо этого, туркменские ювелиры активно используют технику басмы, или штамповки с помощью бронзовой матрицы и свинцового листа, который прокладывался поверх тонкого листа, отожженного для снятия напряжений, металла и служил своеобразным пуансоном, когда сверху наносились удары молотком. Такие матрицы назывались калыб, их число могло доходить до нескольких десятков, при этом на одном калыбе могло быть вырезано несколько небольших матриц. Эта технология позволяет быстро получать серии одинаковых деталей небольшого размера (не более 2-3-х сантиметров по максимальному измерению), которые потом вырезались по краю, спаивались друг с другом для получения небольших объемных элементов. В частности так изготовлялись подвески шельпе. Эти подвески, подвешенные на цепочках, обычно украшают нижний край массивных подвесок (этот прием характерен, как для туркменских, так и для казахских украшений).

Особенно обильно эта техника используется туркменами племени Йомуд, где небольшими тиснеными накладками иногда буквально устилается вся плоскость украшений. Йомудские ювелиры не только напаивали штампованные пластинки на поверхность изделий, но также часто украшали края пластин фигурными выступами в виде стилизованных рогов и бараньих голов, выполненными из двух спаянных выпуклых пластинок.

Подобным образом, но уже с помощью выколотки в полусферической форме  изготовляются куполообразные формы, крупные яйцевидные бусины и круглые бубенчики, спаянные из двух половинок, дополняющие или заменяющие порой подвески-шельпе.

В дополнение к технике басмы туркменские ювелиры применяют фактурную чеканку, используя чеканы с различными наконечниками. Чаще всего таким образом наносят орнамент на поверхность листового металла с помощью черточек, точек, небольших кружков. (илл?) Особенно популярен такой способ декорирования украшений у туркмен племени Эрсари, проживающих в северном Афганистане [2 стр. 104].

Туркменские украшения, выполненные из листового металла, часто украшены просечной резьбой. Края изделий зачастую украшают ажурным орнаментом с помощью ножниц, лобзика, но чаще (и почти всегда до 20-го века) – с помощью зубила и молотка, прорубая металл на наковальне. Так же выполняются и просечные элементы на внутренних частях плоскости в виде треугольников, полумесяцев, кругов и более сложных фигур. После вырубки края опиливают напильником, чтобы выгладить заостренный и неровный край, однако эта операция может быть и опущена [2 стр. 139]. 

Помимо вышеописанных техник, для нанесения орнамента на плоскость, туркменские ювелиры часто используют гравировку, прорезая тонким штихелем контуры геометрического или стилизованного цветочного орнамента ислими. Последний тип орнаментальной композиции является своеобразной «визитной карточкой» туркменского племени Теке.

Наряду с этим, текинские мастера широко используют золочение фона, оттеняя гравированный узор на плоскости изделий. Реже золочение использовалось Йомудами, где золотили напаянные пластинки с орнаментом, в противоположность  серебряному фону.

Золочение происходило огненным методом, который и сейчас широко используется ювелирами центральной и юго-восточной Азии. Для этого, золото растирают в порошок и смешивают с ртутью и водой для получения амальгамы. После чего, полученную пасту наносят на поверхность изделия, и прокаливают на огне до полного испарения ртути. Завершает эту операцию полировка и уплотнение слоя золота с помощью агатовых лощильников [2 стр. 137, 3 стр. 42]. Золото для этой операции получали переплавкой российских золотых монет.

Таким образом, можно отметить, что технологии изготовления туркменских украшений являются не только самобытными, но и представляют интерес и сегодня на фоне все возрастающего интереса к традициям декоративно-прикладного искусства народов Средней Азии.

 

Литература

1. Сычева Н.С. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX-XX веков из собрания Государственного музея искусства народов Востока. /  Сычева Н.С. — М.: «Советский художник». 1984 — с. 90-91.

2. Johannes Kalter. The Arts and Crafts of Turkestan. - New York: “Times and Husdon” 1983. - p. 111.

3. Layla S. Diba. Turkmen Jewellery. Silver Ornaments from the Marshall an Marilin R. Wolf Collection / Layla S. Diba – New York: The Metropolitan Museum of Art 2011 – 264p.

 

Публикация : Наука и образование в области технической эстетики, дизайна и технологии художественной обработки материалов: матер. X междунар. науч.-практ. конф. вузов России/ СПбГУПТД. - ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2018. – с. 125-130.

 

12