Нередко среди афганских и туркменских ювелирных украшений можно встретить различные изображения птиц в виде перстней, колец, подвесок, серег и др. Эти изображения в ювелирном искусстве Востока не случайны.
Изображения птиц в декоративно-прикладном искусстве Центральной Азии и Ближнего Востока восходит к глубокой древности. В первобытном обществе люди считали птицу своим родоначальником, предком, тотемом, защитником и охранителем, как животные и растения, птицы затем стали обожествляться, позднее сложился образ птицы-женщины. В последствии изображение птицы, целиком, или ее частей продолжало служить символом благополучия, плодородия, богатства, семейного счастья, судьбы, души и т.д. Для правителей во все времена птица продолжала служить символом власти и их покровителем.
Птиц считали священными и относили к "солнечным" персонажам, связывали их с идеей плодородия. В домусульманское время в Средней Азии даже перья, когти птиц, которыми украшали женские налобные, височные ювелирные изделия, наделялись магическими свойствами.
Птица в искусстве Афганистана связана также с образом богини-матери, древним домусульманским божеством Иштар. У ирано-тюркских народов в древности был широко распространен символ женщины-птицы (Умай, или Хумаюн).
Украшения с изображениями птиц на территории древнего Хорезма известны с эпохи бронзы и регулярно встречаются в раскопках захоронений с 4-3го века до н.э. Тенденция сакрального изображения птиц прослеживается также в декоративно-прикладном искусстве Средней Азии в 19-20 вв.
Интересна в этом ключе также трактовка изображения птицы и рыбы в традиции арабской алхимии, где птица – представляет собой образ Верхнего мира, чистого сознания и освобожденной от давления страстей (нафса) души, а рыба – образ Нижнего (земного) мира и красную серу (бессознательное) – влечения и страсти как основные стимулы жизни. Таким образом их изображение вместе на одном изделии может намекать на взаимосвязь между мирами – духовным и материальным, сознательным и бессознательным, а также духовную трансформацию в качестве сублимации страстей и инстинктов для очищения разума от двойственного восприятия.
Читать еще о символике восточных украшений
Литература:
1. Alfred Janata. Schmuck in Afganistan. / Janata A. - Graz: Akademische Druck – u. Verlagsanstalt, 1981. - 212s.
2. Фахреттинова Д.А. Ювелирное искусство Узбекистана. Ташкент. Издательство лит. и искусства. 1988. - 204с.
3. Франц, Мария-Луиза фон. Алхимия. Введение в символизм и психологию / Мария-Луиза фон Франц. – СПб.: 2002 – 47с.
4. Сычева Н.С. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX-XX веков из собрания Государственного музея искусства народов Востока. / Сычева Н.С. — М.: «Советский художник». 1984 — 179с.
5. Украшения Востока. Из коллекции Патти Кадби Берч, США. Каталог выставки. М. 1999