Перейти к основному содержанию

Технология басмы и металлопластики в традициях ювелирного искусства Центральной Азии (ювелирное дело Средней Азии и Афганистана)

Каракалпакские браслеты

 

Технология басмы и металлопластики в традициях ювелирного искусства Центральной Азии (ювелирное дело Средней Азии и Афганистана)

 

Многообразны техники, которыми владели старые ювелиры Средней Азии и которыми до сих пор владеют в некоторых племенах Афганистана. Они используют литье, ковку, чеканку, тиснение – басменную технику, чернь, ажурную и накладную филигрань, эмаль, зернь, просечную резьбу, перегородчатую инкрустацию, позолоту и серебрение. Литье для изготовления изделий из драгметаллов применяли редко, так как массивных вещей делали мало.

Широкое применение получила басменная техника. «Басма» по-тюркски отпечаток – в XIX в. употребляли в разных видах художественного ремесла: ювелирном, набивном, керамическом, кожевенном и других в прямом смысле, как тиснение узора. Техника тиснения по металлу несложная, рациональная и выразительная существовала с древнейших времен. Из железа делали негативно углубленные формы для различных деталей украшений, оформленные растительным, геометрическим, зооморфным, космогоническим и предметным узором. Тонкий золотой или серебряный лист накладывали на нее и с помощью куска мягкого свинца молотком вбивали в углубление, - весь рельефный узор оттискивался на нем, он получался пластичным с мягкии округленными линиями моделировки.

Одна из характерных черт народного искусств – бережное отношение к материалу, особенно дорогому и художественно выразительному. Корпус и детали многих украшений ювелиры делали из тонкой металлической пластинки, она была только оболочкой украшения, и заполняли ее специальной мастикой, которая предавала ей весомость и служила сохранению тончайшего тисненого узора.

     

Вещь воспринималась как массивное золотое или серебряное украшение, с тонкой играющей блестящей светотенью орнаментацией. В этом не следует усматривать попытку подделки, желания ввести человека в заблуждение, напротив – все основывается на разумном, экономном отношении к драгоценному металлу.

Басменная техника, восточные украшения с которой широко представлены в нашем интернет-магазине – одна из интереснейших традиционных приемов, которые до сих пор используются ювелирами Афганистана.

 (Чтиать о символике восточных украшений)

Опубликовано по материалам:

  1. Фахреттинова Д.А. Ювелирное искусство Узбекистана. Ташкент. Издательство лит. и искусства. 1988. - 204с.

 

 Читать еще про технику басмы.

12