Перейти к основному содержанию

Традиции художественной эмали в ювелирном искусстве Востока: от Магриба до Ирана

marokko_busina_s54_kopi_2.jpg

Традиции художественной эмали в ювелирном искусстве Востока: от Магриба до Ирана

 

Аннотация

В данной статье рассматриваются традиции горячей эмали в декоративно-прикладном искусстве в различных регионах Ближнего Востока и Центральной Азии с точки зрения технологии и истории.

Марокканский браслет с перегородчатой эмалью по филиграни, 20-й век

Для ювелирного искусства народов Востока характерно не только использование богатой отделки украшений с помощью филиграни, чеканки, басмы и др., но и полихромная отделка цветными камнями, смальтой, пастами, мастиками и смолами, придающая яркое и праздничное настроение этническим украшениям.

Наряду с использованием вставок драгоценных и полудрагоценных камней, в различных регионах Ближнего Востока и Центральной Азии широкое распространение получила техника горячей эмали.

Эмаль представляет собой застывшую цветную стеклообразную массу, наплавленную на поверхность металла. По своему химическому составу эмали являются стеклами. От обычного стекла они отличаются главным образом пониженной температурой плавления и близкими к металлу коэффициентами линейного расширения. Это необходимо для получения прочного и долговечного покрытия. Температура расплавления эмали должна быть ниже температуры плавления эмалируемого металла [1].

По видам эмали делятся на прозрачные и непрозрачные, а также оплалсцирующие (полупрозрачные). Последний вид характерен только для Запада. По технологии эмалирования различают два основных способа декорирования украшений — выемчатую эмаль (champleve), где эмалевая масса заплавляется в углубления в поверхности металла и перегородчатую эмаль (cloisonne), где эмаль заполняет ячейки, образованные плоской или круглой проволокой, припаянной к поверхности. Первый вид более древний и архаичный, распространен более в Центральной Азии (Пакистан), Иране и Индии, второй характерен для ювелирных изделий Северной Африки и Ближнего Востока. Во втором случае эмаль может заполнять перегородки доверху, имитируя инкрустацию, а может лишь покрывать тонким слоем поверхность металла между филигранными перегородками. Такой способ иногда называют эмалью по скани, или филиграни.

В странах Магриба (Северная Африка, к западу от Египта) эмаль получила особенно широкое распространение в декорировании ювелирных изделий. Причем в регионах северо-запада Марокко и Центрального Атласа можно встретить изделия в технике выемчатой эмали, созданные очевидно, под влиянием андалузского прикладного искусства [7].

В наши дни в этом регионе сохранилось около пяти крупных ремесленных центров, где производят украшения с перегородчатой эмалью, расположенных в Марокко, Алжире и северном Тунисе. Однако в прошлом искусство эмали в странах Магриба очевидно имело гораздо более широкое распространение — от Египта до побережья Атлантики.

В 60-е годы 20-го века эмальерное искусство в Северной Африке пережило значительный спад, в результате того, что большинство ювелиров, работающих с эмалью, в этом регионе были евреями и эмигрировали в Израиль. Особенно болезненно этот процесс сказался для Туниса, где производство качественных изделий с эмалью почти прекратилось [7].

На фото представлены традиционные тунисские украшения с эмалью - браслет и подвеска, сделанные по-видимому в районе Сусса (Мокнин) или на острове Джерба.

 

Браслет и подвеска "Рука Фатимы", горячая перегородчатая эмаль, кораллы. Тунис, не позднее середины 20-го века.

Для эмалей северо-африканского континента характерно традиционное сочетание трех цветов — желтого, зеленого и синего, однако, в 20-м веке палитра эмалей все чаще состоит только из желтого и зеленого цвета. Особенно это характерно для марокканских ювелирных изделий с филигранью, где эмаль по скани покрывает значительную часть изделий. Исключение составляют выемчатые эмали алжирских мастеров, где использование голубых и синих оттенков эмали широко применялось на протяжении 20-го века [6,7]. При этом для традиционных украшений Магриба характерно использование исключительно глухих, опаковых (непрозрачных) эмалей. Прозрачные эмали стали использоваться в этом регионе только совсем недавно, под влиянием современного европейского ювелирного искусства.

На фото ниже представлены образцы марокканских эмалей 19-го и 20-го века.

  

В ближневосточном регионе декорирование ювелирных изделий эмалью было характерно для Малой Азии до начала 20-го века, где традиции византийской эмали продолжали существовать на территориях бывшей Османской Империи (современная Турция и Кавказ).

Византийское влияние прослеживается также в персидских эмалях. Крупнейший эмальерный центр существовал в Исфахане (Персия) во времена правления Шаха Аббаса (16-17 вв.). Однако  великолепные изделия с горячей эмалью  champleve в Персии изготовлялись еще в средневековье. [1].

В 19-м, начале 20-го века эмаль широко применялась в декорировании изделий ювелиров Бухары и Самарканда. Бухарские мастера в конце XIX в. оформляли пластины и медальоны нашейного украшения «нози гардан» техникой эмали, сочетая с ним на фоне синего или голубого цвета изящный растительный орнамент белого цвета.

Особо следует отметить самобытные традиции эмалей северо-западного Пакистана (провинция Мультан), где с середины 19-го века изготовлялись характерные для этой местности украшения, богато декорированные выемчатой эмалью. Очевидно, традиции эмалирования проникли сюда из Индии и Персии. На фото ниже представлены пакистанские перстни и подвеска из Мультана с синей и зеленой эмалью.

Перстни с горячей эмалью, Пакистан, Мультан, середина 20-го века.

Пакистанская подвеска из сплава серебра с горячей эмалью, Мультан, 19-й, начало 20-го века.

Эмаль закладывали в ячейки и канавки, полученные в поверхности литых или кованных серебряных украшений гравировкой, штампом, или заранее предусмотренные в литьевой модели. Подобно раннесредневековым европейским и византийским эмалям, пакистанские эмали зашлифованы вровень с поверхностью металла. Эмали для пакистанских ювелиров изготовлялись в Индии вплоть до отделения Пакистана как отдельного государства [7, стр. 177]. После этого производство самобытных пакистанских эмалей сходит на нет, и существует в настоящее время только в качестве довольно посредственных подражаний старым образцам. В пакистанских украшениях 19-го — начала 20-го века преобладают цветочные орнаменты с использованием трех основных цветов — синего, красного и зеленого (эта гамма, кстати, характерна для племенных украшений Афганистана и северного Пакистана). В более поздних образцах присутствует иногда только синий цвет. Дешевые украшения с эмалью для бедных слоев населения изготовлялись из низкопробного серебра, томпака, и дешевого сплава на основе меди, цинка и никеля, называемого на Востоке «альпака», известного в Европе, как нейзильбер или мельхиор. Пакистанские украшения с эмалью были также популярны среди городских жителей Афганистана.

Во второй половине 20-го века в афганских украшениях из дешевых сплавов для простого народа, стали применяться полимерные холодные эмали наряду с традиционной технологией инкрустации цветными мастиками на основе органических смол и минеральных красителей, имитирующих натуральные камни. Подобные украшения, как правило, невысокого качества, аляповаты, но не лишены своего рода «первобытной» привлекательности. Эти изделия в огромном количестве можно встретить на базарах Турции, Сирии и других стран Ближнего Востока, где они продаются как сувениры для европейских туристов.

Не смотря на то, что эмали Ближнего Востока и в Цетральной Азии значительно уступают по своему разнообразию и техническому совершенству европейским образцам, можно говорить о самобытных традициях горячего эмалирования в этих регионах, представляющих интерес не только для искусствоведов и коллекционеров, но и для всех, кому интересно декоративно-прикладное искусство народов Востока.

На фото ниже представлены восточные этнические украшения с горячей и хотодной эмалью из коллекции Александра Емельянова:

  

 

На заглавном фото - крупная марокканская бусина с горячей эмалью, 20-й век.

Литература

 

1.                    Бреполь Э. Художественное эмалирование / Бреполь Э. - Л. М.: «Машиностроение» 1986 - 127 с.

2.          Фахретдинова Д. А. Ювелирное искусство Узбекистана. / Фахретдинова Д. А. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988. - 203 с.

3.          Alfred Janata. Schmuck in Afganistan. / Janata A. - Graz: Akademische Druck – u. Verlagsanstalt, 1981. - 212s.

4.          Ethnic jewellery from Africa, Asia, and Pacific islands. - Amsterdam and Singapore: The Pepin Press, 2008. - 254p.

5.          Loughran K. Desert Jewels. North African jewellery and photography from the Xavier Guerrand-Hermes Collection / Loughran K., Becker C. – New York: Museum for African Art 2008 – 94p.

6.          Sigrid van Roode. Desert Silver. Nomadic and traditional silver jewellery from the Middle East and North Africa / Sigrid van Roode – Amsterdam: KIT Publishers 2010 – 92p.

7.          Wolf-Dieter Slwert. Jewellery from the Orient. Treasures from the Bir Collection. / Wolf-Dieter Slwert – Stuttgart: Arnoldshe 2009 – 320p.

 

 

Traditions of hot enamelling in the Near East and Central Asia.

 

Summary

 

The article examines the traditions of hot enameling to decorative art objects in the regions of Near East and Central Asia from the point of view of technology and history.

 

Keywords

cloisonne technique, Design of the decorative art objects.

 

12