Перейти к основному содержанию

Пара туркменских браслетов традиционной формы "Билезик" - сняты с продажи для создания выставочного фонда

Пара туркменских браслетов традиционной формы "Билезик"
Пара туркменских браслетов традиционной формы "Билезик"
Пара туркменских браслетов традиционной формы "Билезик"
Пара туркменских браслетов традиционной формы "Билезик"
Пара туркменских браслетов традиционной формы "Билезик"

Пара туркменских браслетов традиционной формы "Билезик".
Афганистан, племя Сарык или Эрсари, 20-й век.


Металл - сплав, традиционно получаемый при переплавке старых украшений и монет, называемый в Афганистане и Пакистане Альпака (Alpaka), состоящий из никеля, цинка, меди и олова в разных соотношениях.


Вставки - цветное стекло (богемские торговые бусины).
Длина вдоль запястья - 120 мм
Внутренний диаметр - 55 мм, расстояние между незамкнутыми концами - 30-35 мм (слегка сужаются от одного конца к другому).
Общий вес - 500 г.

Приобретены в Пешаваре, Пакистан в 2020 г.

 

Женские украшения туркменских, казахских и каракалпакских племен напоминают о воинственном прошлом этих народов. Широкие браслеты, порой закрывающие почти все запястье, крупные нагрудные украшения в виде дисков и пекторалей, женские головные уборы, напоминающие шлемы — все это стилизованные военные доспехи.

Такие браслеты в туркмены называют "билезик". Их носили на обеих руках туркменские женщины среднего и пожилого возраста. Иногда их длина была весьма внушительна и они практически закрывали руку от запястья до локтя. Браслеты традиционно украшаются одинаковыми рядами металлических полос, вставками из сердолика или стекла, чеканкой, гравировкой и золочением. Таких рядов может быть до восьми. Но встречаются и узкие, однорядные браслеты "еке гошма". Обычно многорядные браслеты слегка расширяются от одного конца к другому для удобства их ношения. Орнамент на таких браслетах всегда строго дублируется на каждой полосе и вставки, если они есть, делаются рядами на одинаковом расстоянии друг от друга.
На тыльной стороны браслета, вдоль незамкнутых краев пластин, образующих основу, имеются характерные выступы в виде стилизованных голов змей "йилан баши" [4]. Этот мотив восходит к глубокой древности и несет сакральное значение. 
 
Литература:
 1. Сычева Н.С. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX-XX веков из собрания Государственного музея искусства народов Востока. /  Сычева Н.С. — М.: «Советский художник». 1984 — с. 113.
2. Johannes Kalter. The Arts and Crafts of Turkestan. - New York: “Times and Husdon” 1983. - p. 104
 3. Layla S. Diba. Turkmen Jewellery. Silver Ornaments from the Marshall an Marilin R. Wolf Collection / Layla S. Diba – New York: The Metropolitan Museum of Art 2011 – р. 193p.
4. Загитова М. «Ювелирные украшения Туркмении конца 19-начала 20 вв в собрании ГМИНВ», Издательский дом «Руда и Металлы» стр. 51-58
5. Alfred Janata. Schmuck in Afganistan. / Janata A. - Graz: Akademische Druck – u. Verlagsanstalt, 1981. - s. 160-161.
6. Wolf-Dieter Seiwert. Jewellery from the Orient. Treasures from the Bir Collection. / Wolf-Dieter Slwert – Stuttgart: Arnoldshe 2009 – p. 260.
 

 

Новинки

Товары недели

12