Туркменский двухрядный браслет "Билезик".
Афганистан, середина-вторая половина 20-го века.
Металл - сплав, традиционно получаемый при переплавке старых украшений и монет, называемый в Афганистане и Пакистане Альпака (Alpaka), или Гиллит (Gillit), состоящий из никеля, цинка, меди и олова в разных соотношениях с примесью серебра. В Европе подобные сплавы известны под названиями Мельхиор, Нейзильбер, «Германское серебро» и др.
Ковка, пайка, чеканка, гравировка, горячее золочение.
Вставки - цветное стекло.
Вес - 86 г.
расстояние между незамкнутыми концами - 32 мм.
Женские украшения туркменских, казахских и каракалпакских племен напоминают о воинственном прошлом этих народов. Широкие браслеты, порой закрывающие почти все запястье, крупные нагрудные украшения в виде дисков и пекторалей, женские головные уборы, напоминающие шлемы — все это стилизованные военные доспехи.
Такие браслеты в туркмены называют "билезик". Их носили на обеих руках туркменские женщины среднего и пожилого возраста. Иногда их длина была весьма внушительна и они практически закрывали руку от запястья до локтя. Браслеты традиционно украшаются одинаковыми рядами металлических полос, вставками из сердолика или стекла, чеканкой, гравировкой и золочением. Таких рядов может быть до восьми. Но встречаются и узкие, однорядные браслеты "еке гошма". Обычно многорядные браслеты слегка расширяются от одного конца к другому для удобства их ношения. Орнамент на таких браслетах всегда строго дублируется на каждой полосе и вставки, если они есть, делаются рядами на одинаковом расстоянии друг от друга.
На тыльной стороны браслета, вдоль незамкнутых краев пластин, образующих основу, имеются характерные выступы в виде стилизованных голов змей "йилан баши" [4]. Этот мотив восходит к глубокой древности и несет сакральное значение.
Women's jewelry of Turkmen, Kazakh and Karakalpak tribes reminds of the warlike past of these peoples. Broad bracelets, sometimes covering almost all wrist, large breast jewelry in the form of compact disks and pectorals, women's hats, resemble helmets — all of this stylized military armor.
Such bracelets are called "Bilezik"in Turkmen languige. They were worn on both hands by Turkmen women of middle and elderly age. Sometimes their length was very impressive and they almost covered the hand from the wrist to the elbow. Bracelets are traditionally decorated with the same rows of metal bands, inserts of carnelian or glass, embossing, engraving and gilding. Such rows can be up to eight. But there are also narrow, single-row bracelets "eke goshma". Typically, multi-row bracelets expand slightly from one end to the other for easy wearing. Ornament on such bracelets is always strictly duplicated on each strip and inserts, if any, are made in rows at the same distance from each other.
On the back side of the bracelet, along the open edges of the plates forming the base, there are characteristic projections in the form of stylized heads of snakes "Yilan Bashi" [4]. This motif dates back to ancient times and has a sacred meaning.
Referebces:
1. Сычева Н.С. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX-XX веков из собрания Государственного музея искусства народов Востока. / Сычева Н.С. — М.: «Советский художник». 1984 — с. 113.
2. Johannes Kalter. The Arts and Crafts of Turkestan. - New York: “Times and Husdon” 1983. - p. 104
3. Layla S. Diba. Turkmen Jewellery. Silver Ornaments from the Marshall an Marilin R. Wolf Collection / Layla S. Diba – New York: The Metropolitan Museum of Art 2011 – р. 193p.
4. Загитова М. «Ювелирные украшения Туркмении конца 19-начала 20 вв в собрании ГМИНВ», Издательский дом «Руда и Металлы» стр. 51-58
5. Alfred Janata. Schmuck in Afganistan. / Janata A. - Graz: Akademische Druck – u. Verlagsanstalt, 1981. - s. 160-161.
6. Wolf-Dieter Seiwert. Jewellery from the Orient. Treasures from the Bir Collection. – Stuttgart: Arnoldshe 2009 – p. 260.