Перейти к основному содержанию

Туркменская племенная подвеска-амулет "Асык". Туркмения, племена Сарык или Эрсари, 19-й, - начало 20-го века - снято с продажи для создания выставочного фонда

Туркменская племенная подвеска-амулет "Асык". Туркмения, племена Сарык или Эрсар
Туркменская племенная подвеска-амулет "Асык". Туркмения, племена Сарык или Эрсар
Туркменская племенная подвеска-амулет "Асык". Туркмения, племена Сарык или Эрсар
Туркменская племенная подвеска-амулет "Асык". Туркмения, племена Сарык или Эрсар
Туркменская племенная подвеска-амулет "Асык". Туркмения, племена Сарык или Эрсар
Туркменская племенная подвеска-амулет "Асык". Туркмения, племена Сарык или Эрсар
Туркменская племенная подвеска-амулет "Асык". Туркмения, племена Сарык или Эрсар
Туркменская племенная подвеска-амулет "Асык". Туркмения, племена Сарык или Эрсар
Туркменская племенная подвеска-амулет "Асык". Туркмения, племена Сарык или Эрсар
Туркменская племенная подвеска-амулет "Асык".
Туркмения, племена Сарык или Эрсари, 19-й, - начало 20-го века
Низкопробное серебро, филигрань
Вставки - сердолик
Размер - 255/165мм
Вес - 340 г.
 
По видимому это украшение довольно старое, и переходило из поколения в поколение. Традиционно, асыки такого размера носили на спине, прикрепленным к концам кос. Считалось, чем знатнее и богаче семья женщины, тем крупнее и массивнее должен быть этот амулет.
Этот амулет был самым важным и сакральным в наряде невесты. Новые подвески традиционно дарили девушке родственники жениха, но женщины могли носить и асыки своих матерей и бабушек, так как этот предмет считался семейной реликвией.
Форма амулета напоминает сердце или наконечник стрелы. Некоторые исследователи видят в ней стилизованное изображение богини-матери, сохранившееся со времен первобытной культуры. 
 

Приобретен из частной коллекции (Россия) в 2017 г.

 
Подвеска украшена простым орнаментом в виде пояска из трех двойных рядов скрученной филигранной проволоки и круглой проволокой, уложенной змейкой между ними.

Технологически такая змейка получается при укладывании проволоки на специальном трафарете в виде доски со вбитыми гвоздями. Это позволяет получать длинные полосы орнамента с одинаковым шагом.
В иностранной литературе подобная техника называется Gallery Wire ornament [3]. Подобный орнамент - своеобразная "визитная карточка" туркменских украшений таких племен, как Сарык, Эрсари, Салор, где редко применяется ажурная просечная резьба и обильное золочение, как на украшениях племени Теке или большое количество тисненых напаянных накладок, характерное для племени Йомуд. Украшения этих туркменских племен носят аскетичный характер, имеют простые, хотя и очень гармоничные формы, украшенные только простыми но выразительными орнаментами из скрученной проволоки, сердоликовыми вставками и изредка, напаянными пластинками с тиснением.

Асык - традиционный туркменский амулет-оберег. Изначально накосное украшение. У разных племен могут различаться способы ношения асыка, его декор. Асыки бывают небольшого размера и носятся по несколько штук, крупные асыки достигают длины в 30см и более и носятся на спине, на концах сдвоенных кос. Как и большинство туркменских украшений, асыки делаются из листового серебра и украшаются либо чеканным узором с позолотой (племя Теке), либо филигранью и напайными тиснеными пластинками (племена Эрсари, Йомут, Сарык и др.)

По форме туркменский асык представляет собой вытянутую сердцевидную пластину с утолщенными краями и прямоугольной "шеей" сверху, переходящей в трубочку, куда продевается шнурок. центральная часть чаще всего декорировалась вставкой из сердолика. Реже использовали лазурит или бирюзу.

Иногда несколько асыков соединены горизонтально по-двое или по-трое. Такие называются "гоша-асык". Происхождение формы асыка считают восходящим к древним глиняным изображениям Богини-матери, а иногда к форме наконечника стрелы. Этимология слова "асык" связана с тюркским глаголом "асмак" (вешать). Чаще всего асык был свадебным подарком невесте от свекрови, и нередко переходил из поколения в поколение.

литература:

 1.    Загитова М. «Ювелирные украшения Туркмении конца 19-начала 20 вв в собрании ГМИНВ», Издательский дом «Руда и Металлы» стр. 51-58

2. Сычева Н.С. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX-XX веков из собрания Государственного музея искусства народов Востока. /  Сычева Н.С. — М.: «Советский художник». 1984 — с. 93.

3. Johannes Kalter. The Arts and Crafts of Turkestan. - New York: “Times and Husdon” 1983. - p. 100

4. Layla S. Diba. Turkmen Jewelery. Silver Ornaments from the Marshall an Marilin R. Wolf Collection / Layla S. Diba – New York: The Metropolitan Museum of Art 2011 – p. 90-113

5. Anne van Custem. A World of Head Ornaments. Africa, Asia, Oceania, America from Ghisels collection. / Anne van Custem – Milano: Scira Editore S.p.A. p. 92.

Другие товары из этой категории

Новинки

Товары недели

12