Традиционный туркменский цилиндрический амулет Тумар - снят с продажи для создания выставочного фонда
Приобретен в Пешаваре, Пакистан в 2019 г.
Подобные украшения-амулеты могли нашиваться на одежду или носиться на шее, как центральный элемент бус из полудрагоценных камней, стекол, кости и других материалов, а также быть элементами более сложных украшений.
Все традиционные украшения женского костюма в недавнем прошлом обладали магическим значением. Амулетницы, амулеты и обереги считались самой универсальной частью комплекса украшений. Их носили на цепочках, надевали через плечо, прикрепляли сзади на левое плечо. Особенно часто на платье молодых кормящих женщин по обе стороны разреза ворота крепили по обе стороны по несколько серебряных амулетов – тумор или тумаржик. Тумар представляет собой пустотелый цилиндр, свернутый из одного листа серебра с гладкой поверхностью. С одной стороны он запаивался полусферическим куполком, с другой – такой же куполок являлся съемной крышкой. Традиционно, внутри тумара закладывали изречения из Корана или уголек с солью. Цилиндрические и граненые амулеты такого типа имели также утилитарное значение, которое сохранялось в деревнях еще на протяжении 20 века. В них женщины хранили иголки для шитья.
Иногда амулетницы были сложной конфигурации: с припаянными серебряными треугольниками сверху и подвесками или зубчатыми пластинками снизу, к которым крепились монетки, детали шельпе или бубенчики. Украшались тумары позолотой, гравированным орнаментом. Цилиндр опоясывали филигранные пояски, которые делили его на сектора, в каждом из которого было припаяно гнездо со вставкой [1].
Читать о традиционных туркменских украшениях
В Афганистане подобные амулеты называются также тавиз[1], в Средней Азии – тумар, тумор, бозбанд, бозубанд. В средневековье подобные амулеты назывались тюркским словом битиг, что означало «надпись, письмена» и были чаще шестигранной формы[2, стр. 53].
Подобные цилиндрические амулеты были известны в Персии еще в эпоху Сасанидов, в первые века н. э. и получили широкое распространение в 10-12 в.в. [3]. Есть мнение, что амулеты цилиндрической формы восходят к доисламским традициям культа плодородия.
Тем не менее, возникновение такого типа амулетов восходит к культуре Древнего Египта, где впервые появился такой тип амулетов в виде цилиндра, с крышкой с одной стороны, куда вкладывался лист папируса с магическим текстом. Такие амулеты носили в вертикальном положении [4, стр 171].
В культуре бедуинов Аравийского полуострова подобные амулеты также широко распространены, выполняют такую же функцию и называются hirz, heykal (Йемен), khiyarah [5].
Литература аналоги:
- Загитова М. «Ювелирные украшения Туркмении конца 19-начала 20 вв в собрании ГМИНВ», Издательский дом «Руда и Металлы» стр. 51-58
- Фахреттинова Д.А. Ювелирное искусство Узбекистана. Ташкент. Издательство лит. и искусства. 1988. - 204с.
- Украшения Востока. Из коллекции Патти Кадби Берч, США. Каталог выставки. М. 1999
- Carol Andrews. Ancient Egyptian Jewelry. - London: “The Trustees of the British Museum” 1990. – 208 p.
- Heather Colyer Ross. The art of Bedouin Jewellery: a Saudi Arabian profile / Ross H. C. – Switzerland: Arabesque, 1981. – 132p.
- Johannes Kalter. The Arts and Crafts of Turkestan. - New York: “Times and Husdon” 1983. - p. 130.