«Каждое украшение, которое имеют люди, может быть, а может и не быть, кроме перстня. Никогда не следует быть без него»
Омар Хайам. Трактаты.
У народов Средней Азии кольцо («узук») являлось неотъемлемой частью и женского и мужского комплексов украшений. Кольца и перстни составляют большую часть археологических находок, обнаруженных в раннесредневековом Пенджикенте и территории древнего Хорезма. Это было одно из немногих ювелирных изделий, кторые носили и мужчины. Для женщин они были обязательными, так как без них ее рука считалась ритуально нечистой и она не могла заниматься приготовлением пищи.
Кольцо занимало значимое место среди ювелирных украшений, и в средневековый период ему придавалось особое значение. В Согде были обнаружены перстни - печати, у которых на щитке были изображены животные и имелись шипы, расположенные рядом с изображением. Рисунок на щитке был достаточно глубоким и использовался, видимо, в качестве печати.
В раннем средневековье перстни-печати имели не только представители местной знати, и рядовые горожане. Об этом свидетельствуют находки этих изделий в различных жилищных помещениях и в лавочках-мастерских.
Объясняется это тем, что каждый юридический документ скреплялся печатью, и каждый рядовой горожанин выступал как юридически самостоятельное лицо.
Перстни более ранних периодов (V- VI вв.) отличаются массивностью и роскошью. Характерным для украшений этого времени является декорирование краев изделий зернью и крупными каменными вставками (в кольцах, подвесках и серьгах). В изделиях этого времени четко прослеживается влияние сасанидского и византийского искусств;
начиная с VII в., получают распространение кольца с небольшими круглыми каменными вставками в центре. Такие изделия археологи находили в тюркских могильниках, что свидетельствует о том, что в Согде такого рода украшения появились под влиянием тюркских художественных традиций;
в конце VII -середине VIII вв. получают широкое распространение перстни-печати с шипами и с изображением животных на щитках. В это же время начинают бытовать в обиходе кольца из витой проволоки со вставками и без них. Археологами были найдены также перстни с одной крупной круглой каменной вставкой, которые часто встречаются и в живописи Согда. Следует заметить, что в росписях на руках прислуги украшений нет. На пальцах мужчин изображена одна разновидность кольца - золотое кольцо с одним круглым камнем в центре.
Перстни, украшенные камнем с резной надписью, в зависимости от характера надписи можно было разделить на несколько категорий: а) перстни с изречениями из священной книги; б) перстни со знаком принадлежности; в) перстни со знаком специальной (профессиональной) доверенности. Перстни с изречениями из священной книги Коран несли в себе охранительный смысл, выступая в качестве оберега, носящий его пытался, видимо, таким образом снискать благословение и поддержку Аллаха. Было значительным и практическое назначение перстней с надписями в качестве личных и ведомственных печатей. В XIX в. перстни-печати носили мужчины, занимающие высокие военные и административные должности, представители знати и духовные лица. Перстни-печати носили на указательном пальце, либо на мизинце. Печати чаще изготавливали в форме круга, овала, восьмигранника, прямоугольника, а также в форме миндаля (в данной форме чаще всего были оформлены ханские перстни). Появление самых ранних образцов перстней -печатей уходит своими корнями в далекое прошлое. Интересные варианты перстней-печатей были обнаружены археологами в Пенджикенте (V-VIII вв.) с изображениями животных, птиц и надписей, а также в других местностях Средней Азии [4].
Перстни и кольца имели также значение талисмана. Особенно в Средней Азии почитался серебряный перстень «раджаби» без вставки камня, изготовленный мастером в месяц раджаби, когда, согласно Корану, пророк Мухаммад совершил свое небесное путешествие. Его чаще заказывали и носили пожилые люди, ибо такой перстень был единственным, который, согласно обычаю, разрешалось не снимать с пальца покойного и класть с ним в могилу. В южном Хорезме золотые и серебряные кольца символизировали богатство, достаток, здоровье и счастье. В узбекских сказках кольцо всегда помогало человеку в трудных случаях жизни.
В зависимости от социального и материального положения, женщина носила одно кольцо или перстень или несколько, надевая их на указательный, безымянный пальцы и мизинец, иногда по два-три на каждый палец [1].
Согласно традиционным представлениям казахов женщина обязательно должна носить кольцо или перстень, в противном случае пища, приготовленная ею будет считаться нечистой. У многих народов мира бытовало представление о том, что кольцо препятствует входу злых сил в человека. В представлении казахов перстни нельзя было носить на среднем пальце, иначе кто-нибудь из близких мог умереть [6].
Пластинчатые и полукруглые в сечении кольца, литые и кованые, гладкие и орнаментированные делали из бронзы и серебра.
Перстни в основном делали из серебра со вставками бирюзы, сердолика, граната, рубина, берилла, нефрита, яшмы, лазурита и т.д. В перстнях и других ювелирных изделиях вставленный камень называли «глазок» («куз»), он считался оберегом от «дурного глаза».
Перстни делали с пластинчатой или полукруглой в сечении шинкой одинаковой ширины или расширяющейся к щитку, с камнем или стеклом в невысокой глухой, зубчатой или ажурно-резной оправе.
Читать еще по теме Ювелирное искусство Востока
Фахреттинова Д.А. Ювелирное искусство Узбекистана. Ташкент. Издательство лит. и искусства. 1988. - 204с.
Пиотровский М.Б. О мусульманском искусстве. Спб 2001. - 146с.
Веймарн Б.В. Классическое искусство стран ислама. М. 2002. - 494с.
(Чтиать о символике восточных украшений)
Умарова З. Х. «История развития ювелирного искусства таджиков (V- начала ХХ вв.)» - Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Душанбе – 2009
Украшения Востока. Из коллекции Патти Кадби Берч, США. Каталог выставки. М. 1999
Тохтабаева Ш. Ж. Ювелирное искусство казахов. Алматы. 2011.
Anne van Custem. A World or Rings. Africa, Asia, America. / Anne van Custem – Milano: Scira Editore S.p.A. 2000 – 230p.