Смольняков Дмитрий. Емельянов Александр. Емельянова Елена.
Различные техники эмалирования
Живописная эмаль
В данной технике эмалирования порошок цветной эмали наносят непосредственно на металлическую подложку, на покрытие из фольги или на подготовленный слой грунтовой эмали без металлических перегородок. Затем пластину обжигают так, чтобы эмаль расплавилась и образовала плотное покрытие, напоминающее цветное стекло.
Подготовка подложки
На металлическую подложку сначала наплавляют контрэмаль. Лицевую сторону обезжиривают и очищают до металлического блеска. Обработанная таким образом подложка готова для нанесения эмалевой основы. Для нанесения предварительного рисунка на медную пластину необходимо проделать следующее. Контуры цветных плоскостей цветного эскизного рисунка переводят на кальку и с помощью копировальной бумаги переносят на подложку. В случае необходимости медную пластину можно предварительно покрыть слоем белой эмали. В этом случае линии будут выделяться резче. Полученные линии прорисовывают чертилкой. Чтобы удалить следы копировальной бумаги, поверхность моют жесткой щеткой с мылом, промывают в проточной воде, протирают поверхность пастой для чистки и вновь промывают. После сушки для удаления следов жира пластину можно слегка отжечь. Можно нанести разметочные линии на поверхности металла в помощью спиртового маркера. При обжиге линии, нанесенные маркером выгорают без вреда для эмалей, в то время, как линии, нанесенные карандашом оставляют после обжига неисправимые дефекты в виде пузырей и прогаров на месте линий.
Живописная эмаль на меди
С помощью пробного обжига следует убедиться в том, что выбранные эмали подходят для данных цветовых композиций и их интервалы обжига совпадают. Необходимо также иметь в виду, что прозрачные эмали лучше наносить не на медную подложку, а на серебряную фольгу.
Медь и эмалировочный томпак реагируют с эмалью. Что особенно влияет на тон зелёных и голубых эмалей. Кроме того, непрозрачная красная эмаль покрывается чёрными пятнами, белая эмаль по краям становится зелёной.
Для того чтобы исключить прямое соприкосновение эмали с металлом, на металл перед нанесением цветной эмали наплавляют промежуточный слой эмали, называемой фондоном. Фондон — бесцветная эмаль, слегка окрашенная в голубой цвет окисью кобальта. Она служит изоляционным слоем между металлом и покровной эмалью, фоном для нанесения цветной эмали.
После обжига прочерченный на меди рисунок остается отчетливо виден под слоем фондона. Кроме того, преимущество данного способа заключается в том, что цветные плоскости не обязательно должны плотно прилегать друг к другу. Можно ограничиться контурным изображением. Цвета могут быть различной интенсивности в зависимости от толщины слоя эмали, которую можно наносить в виде потеков или пятен. В тех местах, где не была нанесена цветная эмаль, после обжига между цветовыми плоскостями выступает покрытый фондоном теплый медный тон.
Наиболее полно в художественном отношении свойства эмалей проявляются в сочетаниях глухих и прозрачных эмалей, когда прозрачные эмали наносятся на глухие. Непрозрачные эмали, перекрытые прозрачными, становятся более мягкими и живыми. Прозрачные эмали приобретают особенную яркость и живость на светлой непрозрачной основе, на частично или полностью покрытой фольгой подложке они сверкают особенно ярко.
Лиможская эмаль
Этот способ художественного эмалирования широко применялся в 15-18 вв. в Лиможе, и является наряду с византийской перегородчатой эмалью одной из наиболее самобытных и высокохудожественных техник, где эмаль имеет самостоятельное значение. В данной технике изготовлялись плакетки с изображениями, сосуды и блюда, полностью декорированные эмалью с декоративными орнаментами, изображениями животных, людей и даже целыми сценами.
В отличие от более поздних живописных миниатюр по эмали, для живописи использовали не красящие окислы (надглазурные краски), а только цветные эмали. Кроме того обязательно применяли контрэмаль.
Особенность лиможской эмали состоит в том, что изображаемые мотивы распологают на темном фоне, а рельеф наносят эмалью белого цвета. Слегка выпуклую медную подложку сначала покрывают черной, темно-синей или темно-коричневой грунтовой эмалью, затем на эту основу наносят изображение белой эмалью и обжигают.
При нанесении тонкого слоя белой эмали темный фон просвечивает через него, в этом случае преобладают серые тона, а при достаточно толстом слое образуется чистый белый цвет. Варьируя толщину слоя, можно получать широкую гамму оттенков между белым и черным. Однако одноразовым нанесением этого эффекта не достигнуть. Нанесение белой эмали и обжиг чередуются слой за слоем, до тех пор, пока темная основа не будет полностью закрыта в местах, соответствующих наиболее светлым деталям.
Если работа выполнена правильно на поверхности создается рельефное изображение. Для этого используют тугоплавкую эмаль с высоким поверхностным натяжением. Монохромным изображениям иногда придавались цветовые оттенки путем покрытия белого слоя прозрачной цветной эмалью: одежда, детали переднего плана, изображения цветов и животных оттеняли цветной эмалью. Иногда для придания особого декоративного эффекта под слой прозрачной цветной эмали вплавляли золотую или серебряную фольгу.
Перегородчатая эмаль (эмаль по скани)
Выше нами были рассмотрены технические приемы создания изделий, художественная ценность которых определяется в основном красотой эмалевого покрытия. Металл в них играет вспомогательную роль — служит подложкой для хрупкого эмалевого покрытия.
Перейдем к рассмотрению традиционных приемов эмалирования — технике ювелирной эмали. Характерной особенностью ювелирных эмалей является наличие металлических перегородок, препятствующих смешиванию эмалей при обжиге.
Прежде чем перейти к описанию технических приемов, дадим определения основных понятий, которые будут применяться далее.
Проволока (в эмалировании) - это пруток круглого или квадратного поперечного сечения.
Филигранная проволока—это свитый из двух круглых проволок шнурок. Филигранная проволока может быть провальцованной.
Перегородка - плоская проволока с прямоугольным поперечным сечением или тонкая узкая листовая полоса. Перегородки устанавливаются на подложке на ребро.
Ячейка—пространство на подложке, окруженное перегородкой, которое заполняют эмалью.
Выемка—углубление на подложке, которое заполняют эмалью, заподлицо с краями выемки.
Продолжение - Технологический процесс изготовления перегородчатой эмали
Читать еще о техниках горячей эмали и дизайне перегородчатых эмалей