Перейти к основному содержанию

Особенности дизайна перегородчатых эмалей в декоративно-прикладном искусстве

Кулон "Меровинги", авторы - Александр Емельянов, Тюркин Андрей

 

               К.т.н., художник-эмальер А. Ю. Емельянов

 


Дизайн изделий декоративно-прикладного искусства малых форм с применением техники перегородчатой эмали

 

Декоративно-прикладное искусство - один из наиболее древних способов художественного выражения человека. Еще на заре цивилизаций люди стали украшать себя и предметы повседневного обихода различными орнаментами, имевшими, помимо эстетических, еще и магические свойства. Древние амулеты и талисманы, которые носили на теле в виде подвесок, браслетов, серег и т.д., постепенно преобразовались в современные ювелирные украшения.

Основным материалом таких изделий были глина, камень, дерево, кожа. Позже люди научились ковать и плавить металл, стекло, полировать драгоценные камни. Так постепенно расширялся диапазон использования художественных материалов и техник, появлялись определенные стили, присущие этническим группам. Дизайн этих изделий был связан не только с функциональным использованием, но и с особенностями материала и художественных приемов, передававшихся и совершенствующихся из поколения в поколение.

Силикатная эмаль как художественный прием появилась достаточно давно, первые археологические находки изделий с цветным стеклом, напаянным на металл относятся к 15-му тысячелетию до нашей эры. Однако широкое распространение эта техника получила значительно позже. Очевидно, это связано с чрезвычайной трудоемкостью наплавления стекла на поверхность металла в условиях древнего мира. Ведь для плавки твердых стекол требуется температура не меньше 1000ºС, а варить более легкоплавкие стекла, научились только к 7-му веку до нашей эры. Металлические предметы (в основном использовалось золото или бронза), покрытые слоем цветной эмали, производили в Персии, Греции, северной Италии. Чуть позже появляется техника выемчатой эмали по бронзе, которая получила широкое распространение у народов Европы, - кельтов и римлян. Художественная эмаль этого периода носит вспомогательную функцию в художественной отделке. Яркие цветовые пятна заполненных эмалью ячеек подчеркивают лаконичность литых бронзовых изделий.

Перегородчатая эмаль, как самобытный прием, появилась в Европе гораздо позже, в раннем средневековье. Предпосылкой к ее появлению явилась особая техника инкрустации, зародившаяся и достигшая расцвета в Древнем Египте несколько тысяч лет назад. На золотую пластинку напаивались тонкие перегородки, и промежутки между ними заполнялись цветными камнями, смальтой или специальными цветными пастами на основе природных смол и толченых пигментов. Затем поверхность полировали до блеска вместе с перегородками. Подобный прием позднее использовали в раннесредневековой Европе, используя в качестве вставок красные альмадины и перламутр.

Таким образом, бурное развитие средневековой техники перегородчатой эмали (особенно в искусстве Византии, на стыке европейской и азиатской культур) обусловлено богатым художественным опытом, накопленным тысячелетиями. Византийская эмаль является полностью самобытной техникой, это уже не имитация, а самостоятельное изобразительное средство. Параллельно с западным миром средневековая перегородчатая эмаль развивается в Персии и Китае, где традиции и технологии этого искусства дожили до наших дней, в то время как, после гибели Византии, интерес к перегородчатой эмали в Европе (в том числе и России) то возрастает, то гаснет, преемственная связь то и дело прерывается, многие технологии и художественные принципы на каждом этапе приходится воссоздавать заново.

Основной принцип дизайна изделий в классической перегородчатой эмали - это использование ярких, насыщенных цветов и создание посредством перегородок закрытых ячеек, каждая из которых содержит эмаль одного цвета, либо нескольких цветов, переходящих друг в друга (рис. 1).

Брошь Меровинги

 

Рис 1. Брошь "Меровинги"

Однако в современном декоративно-прикладном искусстве широко применяются нестандартные художественные приемы, варианты использования смешанных техник и т.д. В частности, возможно использование близких оттенков, заливка больших площадей одним цветом, где перегородки создают отдельный графический рисунок (рис. 3), а не служат обрамлением цветных ячеек, как например, в русской и византийской эмалях.

Рис 3. Кулон "Аллах"

Кроме того, перегородчатая эмаль (в случае, если перегородки установлены на металлическую подложку) бывает двух видов: с выступающими перегородками (рис. 4) и зашлифованная заподлицо (рис. 1-3), так что металлические перегородки находятся на уровне эмалевой поверхности, образуя эффект инкрустации. Первый вариант проще в изготовлении и используется чаще при создании крупных, интерьерных произведений, а также в технике эмали по филиграни. Второй способ более древний и гораздо более трудоемкий, используется в основном в изделиях малых форм, украшениях и для декорирования небольших предметов, например, посуды, или оружия. Перегородчатую эмаль можно наносить не только на плоские листы металла, но и на объемные формы (стенки сосудов, выпуклые броши, пуговицы, ручки ножей и т.д.).

Рис 4. Пуговица, авторская работа

Таким образом, принципы дизайна изделий с перегородчатой эмалью диктуются, во первых, технологическими возможностями и, во вторых, стилистическими традициями, сложившимися за всю историю эмальерного дела.

В данной статье речь пойдет о принципах художественного моделирования изделий с перегородчатой эмалью второго вида, так называемой «средневековой» техники, где, как уже описывалось ранее, перегородки стачиваются вровень с эмалевой поверхностью. Это накладывает определенные условия на разработку художественного образа изделий.

В частности, эмаль данного вида рационально наносить на плоские, или слегка выпуклые поверхности, так как на вогнутой поверхности перегородчатая эмаль такого типа смотрится менее эффектно, вследствие потери блеска; кроме того, шлифовка и полировка перегородчатой эмали такого типа представляют определенные сложности. Кроме того, слегка выпуклая поверхность обеспечивает более высокую прочность сцепления эмали с основой, в силу физико-химических свойств силикатов.

При конструировании художественных изделий с эмалью необходимо учитывать и то, что перегородчатые эмали «средневекового» типа проще изготовлять на плакетках, или медальонах простых форм, без острых углов, тонких полос, или перемычек, где возможны сколы и выкрашивания эмали при полировке, монтаже, или использовании. Идеальная форма пластин под перегородчатую эмаль, - круг, овал или прямоугольник. Чаще всего, (но не всегда) пластины с перегородчатой эмалью обрамляются металлической окантовкой (чтобы скрыть края пластины), или монтируются на основное изделие, например, оклад книги, стенки, или крышка шкатулки. Если изготовляется объемное изделие, то по краям эмалевой поверхности припаивается металлическая полоса с помощью легкоплавкого припоя.

Что касается рисунка, полученного с помощью перегородок, то это, пожалуй, самая ответственная часть в создании дизайна произведения этого вида искусства. Основные принципы набора рисунка остаются неизменными со времен средневековья.

Вкратце их можно сформулировать следующим образом: при использовании перегородок, как разграничителя различных цветов, рисунок должен образовывать закрытые ячейки, чтобы не допустить смешивания эмалей; длина перегородок не должна превышать 10 см, иначе перегородки могут отойти от поверхности металла при обжиге; параллельные перегородки не должны стоять слишком близко друг к другу, иначе это может затруднить заполнение эмалью ячеек, а при использовании в качестве металла для перегородок меди, рисунок не должен быть слишком мелким, вследствие образования окалины при обжиге, а также возможности меди реагировать с эмалью, что может привести к изменению цвета последней. Кроме того, тонкие перегородки не должны подходить вплотную к краям пластинки, или же устанавливаться по краю, это может вызвать сколы эмали при шлифовке, а также деформацию самих перегородок. Чтобы получить окантовку пластины, если это необходимо, края пластины загибаются в виде лотка, или же, что предпочтительней, по краям пластины припаивается полоса металла достаточной толщины (толщина зависит от используемого металла, например, для меди толщина желательна не менее 0,9 мм) с помощью тугоплавкого припоя. Эти операции необходимо проводить перед установкой перегородок.

Не смотря на эти ограничения, дизайн рисунка перегородчатой эмали представляет необычайно широкие возможности для художника-эмальера. Ведь в качестве перегородок возможно использование не только прокатанных полосок из проволоки или же нарезанных из листа; но и применение филиграни, то есть скрученной различными способами проволоки, которую в перегородчатой эмали «средневекового» типа также покатывают в вальцах. При стачивании эмали вместе с перегородками, филигрань имеет необычайно красивый и разнообразный, в зависимости от типа скручивания, рисунок (рис 1-2). Также, вместо, или наряду с перегородками из проволоки можно использовать фигурно выпиленные из металла узоры, или же просто кусочки круглой проволоки, поставленные на торец, спирали из скрученных полосок и т.д.

Пиктораль Тутанхамона

Рис 2. Пиктораль Тутанхамона (авторская копия)

Перегородчатую эмаль можно совмещать в одном изделии с другими видами художественных эмалей, например – с выемчатой или живописной. В первом случае, это когда в плоскости металлического изделия делаются специальные углубления в виде лотков, куда устанавливаются перегородки, заполняются эмалью, и после обжига стачиваются вровень с плоскостью изделия. Во втором случае, в отдельные ячейки, полученные с помощью перегородок, закладывается белая эмаль, по которой после обжига делается миниатюрная эмалевая роспись с последующей термообработкой. Эти приемы широко использовались в русской эмали, первый вариант – при изготовлении древнерусских колтов, образков и окладов книг; второй – при изготовлении церковной утвари, и в ростовской финифти, традиции которой сохранились до наших дней.

Таким образом, перегородчатая эмаль представляет необычайно широкие дизайнерские возможности для художников, работающих в сфере декоративно-прикладного искусства. Ведь ее технологические приемы отработаны веками, а декоративно-цветовые решения художественного эмалирования отрабатывались тысячелетиями.

 
 

Список иллюстраций

Рис.1. Брошь «Меровинги» автор – Емельянов Александр

Рис.2. Подвеска «Пиктораль Тутанхамона» автор – Емельянов Александр

Рис.3. Кулон "Аллах" автор – Емельянов Александр

Рис.4. Пуговца автор – Емельянов Александр

 

Литература

  1. Э. Бреполь «Художественное эмалирование» Л. «машиностроение» 1986

  2. Пупарев А. А. Художественная эмаль. М. 1948.

  3. Русские эмали XI-XIX вв. М. 1974.

  4. Гилодо А. А. Русская эмаль XIX-XX вв. М. 1996.

    Еще статьи на тему "авторские горячие эмали Александра Еменльянова"

 Читать еще о перегородчатой эмали и технологиях эмалирования

Читать подробное описание технологии перегородчатой, выемчатой и живописной эмали

Читать об эмали по сканному орнаменту и филиграни

 


Design of the decorative art objects made with the use of cloisonne technique.

 

Summary

 

The article examines the fundamentals of industrial design applicable to decorative art objects made with the use of cloisonne technique from the point of view of technology and historical tradition.

 

Keywords

 

cloisonne technique, Design of the decorative art objects.

 

Опубликовано: Емельянов, А. Ю. Дизайн изделий декоративно-прикладного искусства малых форм с применением техники перегородчатой эмали / А. Ю. Емельянов, С. Г. Петрова, Ю. М. Лиленков // Дизайн. Материалы. Технология. ­– 2007. – № 2(5). – С. 40–42. 

12