На нашем сайте afgan-bazar.ru, посвященном уникальным украшениям ручной работы, наряду с авторскими работами в технике горячей эмали и фурнитурой для изготовления бижутерии своими руками представлена эксклюзивная коллекция племенных украшений Кучи - кочевых народов, населяющих современные территории Афганистана, Пакистана, Индии. Наряду с туркменскими украшениями, более известными благодаря музейным коллекциям Москвы, Петербурга и городов Средней Азии, эти изделия представляют огромный интерес для всех, кто интересуется декоративно-прикладным искусством народов Востока. Однако эти украшения мало известны широким слоям населения. Исследовательский интерес к богатейшим традициям прикладного искусства кочевников Южной Азии возник только в середине 20-го века. Тем не менее, публикации и монографии на эту тему можно буквально пересчитать по пальцам.
Кучи (Kuchi, Koo-chee) - племена Южной Азии, сохраняющие древние традиции кочевой жизни - обычаи, обряды, традиционные костюмы и древнейшие типы украшений. Популяция этих племен насчитывает около 3 миллионов человек. До сих пор Кучи-кочевники мигрируют между возвышенностями и равнинами сезонных пастбищ со своими стадами. Большая часть Кучи - пуштуны-кочевники, проживающие на территории Афганистана. В прошлом эти племена свободно кочевали по территориям от современного Ирана до Индии, но геополитические факторы 20-го века серьезно ограничили их передвижения через границы государств.
Традиционный костюм народов Кучи - темных цветов для женщин и светлых - для мужчин. Женские платья имеют традиционные длинные и широкие юбки, обширные рукава. Женский костюм зачастую богато украшен вышивкой с золотыми и серебряными нитями для богатых и шерстяными и хлопковыми - для семей победнее. Платья женщин Кучи украшены бисерной вышивкой, огромным количеством амулетов, кулонов, пуговиц, кистей, и прочих безделушек.
Кучи-мужчины носят, как правило белые одежды - длинную до колен рубашку и штаны. На голове - чалма. Завершает наряд большой белый платок, который носится на плече и имеет много функций, в том числе используется как молитвенный коврик.
Украшения Кучи
Ювелирные украшения Кучи - один из самобытнейших пластов культуры кочевых народов. В своем архаичном дизайне они сочетают древнейшие технологии обработки материалов и сакрально-магическую сущность первобытных украшений.
Племенные украшения Кучи изготовляются вручную по технологиям, разработанным еще в средневековье. В качестве материала используют серебро, переплавленное из монет - для дорогих украшений или сплав "альпака" - получаемый из переплавки старых украшений, монет, металлического лома. В зависимости от состава этот сплав может быть белого или желтоватого цвета, содержать некоторое количество серебра или не содержать его вообще. Этот сплав близок по составу к таким известным ювелирным сплавам, как "мельхиор" или "нейзильбер", поскольку состоит в основном из тех же компонентов - меди, цинка, олова и никеля в разных пропорциях, что и обуславливает цвет металла. Реже украшения изготовляют из бронзы или латуни. Иногда украшения из сплава "альпака" покрывают серебром и внешне их сложно отличить от серебряных, до тех пор, пока слой серебра не начнет стираться от длительного ношения.
Из-за того, что ювелирные технологии кочевников не менялись столетиями, довольно трудно точно датировать эти украшения, поскольку относительно новые изделия, носимые 10-20 лет в полевых условиях, могут выглядеть как антиквариат, покрываясь слоем патины, слегка деформируясь и преобретая неповторимый вид древних и архаичных изделий. Датировку упрощает наличие подвесок из монет и определенные стилистические особенности.
Многие типичные племенные украшения Кучи до сих пор популярны даже у городских жителей Афганистана - нашейные подвески-чокеры, налобные и височные украшения, серьги, браслеты и кольца с множеством бубенчиков и вставками из цветных стекол.
В отличие от украшений туркменов и узбеков, предпочитающих вставки из натуральных камней - сердолика и бирюзы, пуштунские украшения обильно отделаны цветными стеклами, плоскими, или ограненными и в виде кабошонов.
Украшения пуштунов сохранили свою сакральную функцию, большинство из подвесок и кулонов являются амулетами самых различных форм. Это круглые, прямоугольные, треугольные подвески с бубенчиками или плоскими металлическими пластиками на цепочках; цилиндрические и цилиндрические амулеты "тавиз" - иначе называемые "бозубанд" (изначально бозубандами назывались браслеты из трех частей, надеваемые на предплечье, бывшие очень популярными в Индии, Афганистане, Османской Турции до начала 20-го века). Зачастую амулеты имеют форму животных, рыб или птиц. В качестве оберегов кочевники используют также натуральные самоцветы - сердолик, лазурит и бирюзу, которые особенно популярны в Афганистане. Но вместо натуральных камней могут использоваться и цветные стекла. Встречается также широко распространенный на Ближнем Востоке амулет в виде руки. Одним из наиболее архаичных амулетов афганцев является голубая керамическая бусина с концентрическими отверстиями круглой или звездчатой формы - т.н. "Lochsheibeamulett". Его родиной считается Древний Египет, с античных времен подобные амулеты использовались во многих странах от Северной Африки до Кавказа.
Чрезвычайно распространены среди кочевников-пуштунов и других народностей Афганистана, Пакистана и Северной Индии всевозможные ожерелья и чокеры, сделанные из отдельных звеньев, богато отделанные подвесками, бубенчиками и монетами. Большинство из них украшено цветными стеклами, в основном синего, красного и зеленого цвета, закрепленными с помощью воска. Цвет вставок может варьироваться в зависимости от региона, где-то преобладают сочетания синего и красного, в других племенах предпочитают красно-зеленую, бело-голубую или сине-зелено-красную гамму. Реже ожерелья и чокеры инкрустируют Бадахшанским лазуритом или цветной мастикой. Как правило, такие чокеры нашивают на полосу хлопчатобумажной ткани, чтобы избежать контакта металла с кожей. Между подвесками может быть продета цветная нить или пронизь из цветного бисера, причем пуштуны предпочитают бисер голубых оттенков.
Особенно нарядно выглядят ожерелья с цепочками-подвесками племени Вазири, проживающего в Северо-западном Пакистане. Они состоят из множества скрепленных между собой металлических элементов, и могут достигать порядочной длины (до 30 см) и солидного веса. Эти ожерелья - настоящие произведения искусства, украшенные цветными стеклянными вставками в виде розеток, переплетенные цветными нитями из шерсти и множеством цепочек с бубенчиками, которые издают приятное шелестение при движении.
Одной из наиболее архаичных разновидностей пуштунских ожерелий являются гривны "Ожей", в форме полумесяца - подобные украшения существовали на территории Ирана и Афганистана еще задолго до нашей эры и были, по-видимому, связаны с лунным культом.
Налобные и наголовные украшения
У кочевников Афганистана, подобно туркменам, широко распространены разнообразные украшения для головы, состоящие подобно ожерельям, из множества скрепленных между собой деталей, закрепляющиеся на волосах или головном уборе с помощью специальных крючков. Обычно такие украшения имеют крупный центральный элемент прямоугольной или дискообразной формы (опять же солярная символика) с широкими полосами, расходящимися влево и вправо, украшенные бахромой из подвесок. Однако, форма наголовных украшений может быть довольно разнообразной, в зависимости от племени и региона. Например, налобные украшения народности Хазара напоминают туркменские, включая помимо центрального элемента, длинные вертикальные полосы по краям, обрамляющие лицо.
Браслеты кочевников-Кучи поражают разнообразием форм, декора и технологий изготовления. Пожалуй каждое племя имеет свои типичные браслеты, изготовляемые из серебра различной степени чистоты, сплавов цветных металлов, имитирующих серебро (альпака), бронзы и латуни. Для декорирования браслетов используются различные виды чеканки, гравировка, чернение (в основном на севере Афганистана), серебрение, золочение, вставки из цветного стекла, бисера, лазурита и сердолика.
Обычно браслеты кочевников изготавливают и носят парами, но в походной жизни браслеты часто теряются или ломаются, так что встретить пару одинаковых браслетов, долгое время бывших в употреблении - большая редкость. Чаще это более-менее новые парные браслеты.
Племенные браслеты Кучи редко изготавливают литьем целиком (в основном так получают узкие незамкнутые браслеты с рельефным узором снаружи) - чаще их делают из листа, с помощью штампа и чеканки получая нужную форму; при этом они могут производить впечатление массивных изделий, но быть полыми внутри. Другой вариант, когда в земляную форму отливают фактурные плоски металла (либо изготовляют их с помощью штампа), а затем спаивают их вместе и сгибают в трубу - такие браслеты могут достигать длины запястья, подобно туркменским "билезикам", но в отличие от последних, соединяются с помощью штифта. Более короткие браслеты имеют своеобразную "дверцу" на петле, которая защелкивается на простейший замок со штифтом.
Кольцо занимало значимое место среди ювелирных украшений, и в средневековый период ему придавалось особое значение. В Согде (на территории современного Афганистана) были обнаружены перстни - печати, у которых на щитке были изображены животные и имелись шипы, расположенные рядом с изображением. Рисунок на щитке был достаточно глубоким и использовался, видимо, в качестве печати.
В раннем средневековье перстни-печати имели не только представители местной знати, и рядовые горожане. Об этом свидетельствуют находки этих изделий в различных жилищных помещениях и в лавочках-мастерских.
Объясняется это тем, что каждый юридический документ скреплялся печатью, и каждый рядовой горожанин выступал как юридически самостоятельное лицо.
Перстни более ранних периодов (V- VI вв.) отличаются массивностью и роскошью. Характерным для украшений этого времени является декорирование краев изделий зернью и крупными каменными вставками (в кольцах, подвесках и серьгах). В изделиях этого времени четко прослеживается влияние сасанидского и византийского искусств;
начиная с VII в., получают распространение кольца с небольшими круглыми каменными вставками в центре. Такие изделия археологи находили в тюркских могильниках, что свидетельствует о том, что в Согде такого рода украшения появились под влиянием тюркских художественных традиций.
Особым разнообразием среди украшений кочевых племен Кучи отличаются кольца грубоватого, но весьма самобытного дизайна.Кольца и перстни - единственные украшения, которые исламская традиция дозволяет носить как женщинам, так и мужчинам. Кольца кочевников могут быть сделаны из серебра или более дешевых сплавов. Очень часто кольца Кучи украшены бубенчиками, вставками из цветных стекол, недорогих камней (сердолика, агата, оникса, лазурита). Иногда кольца одеваются сразу на два пальца, как у казахов или могут быть сцеплены по два или четыре штуки сразу (такой прием часто встречается среди кочевников племени Банджара (Раджастан, Индия). Также характерны для индийских украшений кольца, сделанные из монет, спаянных по четыре штуки с напаянными куполками и бубенчиками.
Украшения для головы
Кочевые народы Афганистана, Пакистана и Индии предпочитают крупные, массивные серьги со множеством цепочек, оканцивающихся бубенчиками, либо металлическими "язычками". Серьги, подобно ожерельям зачастую украшены цветными стеклами красно-сине-зеленой гаммы. Вес таких серег может достигать 100г./пара. В различных регионах и у различных племен, серьги Кучи могут иметь свою характерную форму. Так например женщины племени Хазара в Афганистане носят серьги в виде куполка со множеством длинных подвесок, типа узбекских или таджикских, а в северо-западном Пакистане распространены серьги весьма экзотической формы в виде крупных колец, диаметром до 100мм, украшенные выпуклыми накладками, обмоткой из проволоки, розетками и вставками из цветных стекол.
Распространены также различные височные украшения различной формы, чаще повторяющие форму серег, крепящиеся к головному убору, вплетающиеся в косы, либо к наголовным украшениям.
Другие виды украшений
Помимо вышеперечисленных видов украшений, характерных для большинства культур, кочевые племена Кучи имеют специфические украшения для головы и лица, такие как различного рода заколки для волос, накосные подвески и амулеты, а также украшения для носа. Впрочем, подобные украшения до начала 20-го века были широко распространены и у оседлых народов Центральной Азии - узбеков, таджиков и др.
Подробнее с афганскими племенными украшениями, представленными у нас на сайте можно в разделе Центральная и Южная Азия нашего Виртуального Музея декоративно-прикладного искусства Востока
Автор - Александр Емельянов, http://afgan-bazar.ru/
Литература
1. Wolf-Dieter Seiwert. Jewellery from the Orient. Treasures from the Bir Collection. – Stuttgart: Arnoldshe 2009 – 320p.
2. Alfred Janata. Schmuck in Afganistan. / Janata A. - Graz: Akademische Druck – u. Verlagsanstalt, 1981. - 212s.
3. Loughran K. Desert Jewels. North African jewellery and photography from the Xavier Guerrand-Hermes Collection / Loughran K., Becker C. – New York: Museum for African Art 2008 – 94p.
4. Sigrid van Roode. Desert Silver. Nomadic and traditional silver jewelery from the Middle East and North Africa / Sigrid van Roode – Amsterdam: KIT Publishers 2010 – 92p.
5. Silver speaks. Traditional jewelery of the Middle East. - The bead society of Greater Washington 2002 – 46p.
6. Layla S. Diba. Turkmen Jewelery. Silver Ornaments from the Marshall an Marilin R. Wolf Collection / Layla S. Diba – New York: The Metropolitan Museum of Art 2011 – 264p.
7. Anne van Custem. A World of Rings. Africa, Asia, America. / Anne van Custem – Milano: Scira Editore S.p.A. 2000 – 230p.
8. Anne van Custem. A World of Bracelets. Africa, Asia, Oceania, America from Ghisels collection. / Anne van Custem – Milano: Scira Editore S.p.A. 2002 – 378p.
9. Anne Leurquin. A World of Neckleaces. Africa, Asia, Oceania, America from Ghisels collection. / Anne Leurquin – Milano: Scira Editore S.p.A. 2003 – 464p.