Браслет с кольцами в казахском стиле.
Афганистан, 20-й век.
Серебро, горячее золочение
Вставки на браслете - бирюза, изумруд
на медальоне и кольцах - сердолик, гранат
Ширина браслета - 25мм
Расстояние между незамкнутыми краями - 27мм
Браслет и кольца безразмерные
Общий вес - 79г.
Приобретен в Стамбуле в 2010-15 гг.
Браслет сделан в традиционном казахском стиле туркменскими ювелирами из Афганистана. Характерная особенность - три кольца, вместо четырех, как это встречается на пуштунских образцах. Дело в том, что казахские женщины не носят кольца на среднем пальце - это считается дурной приметой. Исключение составляют только девушки, потерявшие обеих родителей [1].
Напаянные треугольные пластинки, имитирующие зернь - характерная черта большинства казахских украшений. Это древний символ плодородия. Орнамент в виде проволочных кружков с зернью посередине, идущий вдоль вершин треугольников также не случаен и несет по-видимому защитную функцию, как оберег от сглаза. Это символическое изображение птичьего глаза, также часто встречающиеся на серебряных казахских украшениях.
В Афганистане с давних пор изготовляется большое количество украшений, как в традиционном народном стиле казахских этнических украшений, так и стилизованные, но с безупречным соблюдением традиционных технических приемов обработки материалов.
Вставки из камней в у казахов именовались словом тас (камень) или коз (глаз). Подобная метафора не случайна, ведь вставные камни осмысливались как охраняющее око, наделялись чудодейственной силой. Существовало мнение, что жемчуг лечит бельмо, коралл оберегает от порчи и наговора, янтарь лечит зоб, перламутр защищает от злого языка и одновременно способствует жизненному благу, бирюза приносит счастье. Наибольшей же популярностью пользовался сердолик, считавшийся камнем благоденствия и радости. У казахов, также как у других кочевых народов, бытовало множество легенд, связанных с эти камнем. Степняки верили, что сердолик может охранять от дурного глаза, бесплодия женщин, кроме того, этот «солнечный камень» мог возвратить стареющим людям силы молодости и постоянно доброе расположение духа.
1. - Тохтабаева Ж.Ш. Ювелирное искусство казахов. Алматы. 2011 - 383с.
Еще в 19-м веке в северных областях Афганистана афганскими туркменами было широко налажено производство ювелирных украшений для народов Средней Азии. Афганские мастера виртуозно выполняли традиционные украшения в казахском стиле, которые потом шли через туркменские территории на продажу в казахские племена. Порой изделия афганских зергеров невозможно отличить от собственно казахских ювелирных украшений. Казахский стиль стал популярен и в самом Афганистане, где до сих пор изготовляются украшения с казахскими мотивами в орнаментах и технологии.
Kazakh Style in Afghan jewelry.
The example of this and other similar products shows the influence of the Kazakh style on the products of Afghan jewelers. In particular - the triangular embossed overlays imitating grains and forming a laconic toothed ornament in combination with a smooth gilded background-a characteristic technique in the Kazakh jewelry art.
Since the 19th century in the Northern regions of Afghanistan Afghan Turkmens have been widely established production of jewelry for the peoples of Central Asia. Afghan Zergers (the silversmiths) was known as the best jewellers in the Middle Asia and masterfully performed traditional jewelry in the Kazakh style, which then went through the Turkmen territory for sale to the Kazakh tribes. Sometimes the products of Afghan jewellers can not be distinguished from the actual Kazakh jewelry. The Kazakh style and traditions of Kazakh Metalwork became popular in Afghanistan. Silver jewelry with Kazakh motifs in ornaments and technology is still produces by the Turkmen jewellers in Northern Afghanistan and Pakistan.