Емельянов Александр Юрьевич, кандидат технических наук, доцент СПбГМТУ
Традиционные ювелирные украшения Туниса
С античных времен регион Магриба (северо-запад Африки) испытывал влияние различных культур – финикийцев, берберов, арабов, Западной Европы и Византии. На стыке этих влияний родились уникальные и самобытные стили декоративно-прикладного искусства. Особое место в нем занимает ювелирное дело. Ювелирные украшения с древних времен были необычайно популярны в этом регионе. Им придавалось сакральное значение как охранных амулетов и талисманов.
Территориальное расположение Туниса сделало его своеобразным буфером между странами Магриба и Ближнего Востока, а близость к Европе способствовала культурным связям с Кордовским Халифатом, а позднее - христианской Европой. Все это способствовало интенсивному культурному обмену и возникновению самобытных стилей в декоративно-прикладном искусстве Туниса.
В Тунисе с древних времен расположено множество центров производства ювелирных украшений, крупнейший из которых расположен в столице. Из этих центров ювелирные украшения распространяются по всей стране.
Мокнин, квартал ювелиров
Еще два крупнейших центра расположены на побережье – это Джерба и Мокнин. На сегодняшний день производство ювелирных украшений в этих центрах пришло в упадок. В прошлом, Джерба и Мокнин особенно славились своими эмалями и тонкой филигранной работой. Большинство ювелиров в Северной Африке принадлежали к еврейской общине. Однако, в связи с массовой эмиграцией в Израиль северо-африканских евреев в середине 20-го века большинство мастеров-ювелиров покинули Тунис, что привело к упадку ювелирного мастерства, и особенно это касается знаменитых тунисских эмалей, производство которых свелось к уровню сувенирной продукции [6].
Знаменитые туниские эмали
Ювелирный рынок в Суссе
Сегодня ювелиры Туниса применяют широкий спектр других традиционных ювелирных техник – литье, чеканку, просечную резьбу, гравировку, филигрань, и гораздо реже – эмалирование. До сих пор в Тунисе сохранилась уникальная и своеобразная техника изготовления плоских цепочек, где серебряные звенья спаяны так тонко, что швы почти невидимы [1].
Традиционные берберские украшения изготавливаются, как правило, из серебра с позолотой или без. Золото сегодня идет на изготовление более современных украшений для обеспеченных городских жителей. Украшения из дешевых сплавов на основе недрагоценных металлов практически не используются местными жителями и производятся только в качестве сувениров для туристов.
Тунисские украшения можно разделить на два типа. К первому типу относятся серьги, браслеты, кулоны-амулеты, кольца и фибулы, целиком сделанные в ювелирных мастерских на заказ или для торговли. Ко второму типу можно отнести комплексы украшений, такие как ожерелья, головные украшения и броши. Украшения последнего типа могут компоноваться самими женщинами-владельцами украшений. В этом случае женщины покупают готовые элементы у ювелиров и с помощью нехитрых приспособлений, таких как нитка с иголкой собирают сложные украшения из цепочек, коралловых и стеклянных бусин; подвесок в виде монеток и амулетов «хамса» на свой вкус. Особенно вычурно выглядят тунисские нагрудные украшения, каждое из которых несет свой характер и индивидуальность владельца.
Среди украшений первого типа особое место занимают серьги. Форма серег может варьироваться от простой серебряной или золотой проволоки, согнутой в кольцо до сложных, изумительных по красоте изделий с филигранью, просечной резьбой и даже драгоценными камнями. Серьги в виде колец могут быть оформлены орнаментом в виде накрученной проволоки и мелкими колечками с тиснением, надетыми на основную проволоку. Но наиболее популярны серьги овальной формы, верхняя часть которых представляет полукруглую проволоку, которая продевается в ухо, а в нижней части – богато орнаментированный полукруг в виде месяца. Наряду с серьгами, в прошлом тунисские женщины носили различные височные подвески, повторяющие форму серег и накосные украшения с множеством цепочек и мелких подвесок-амулетов.
Также нескольких типов бывают тунисские фибулы-застежки для концов накидки, которую сцепляют с двух сторон возле ключиц. Фибулы часто скрепляют между собой цепочкой «синсила» с подвешенными на ней мелкими амулетами или декоративными монетками. Причем таких цепочек может быть несколько и тогда они объединяются в композицию из нескольких рядов, разделенных филигранными розетками.
Чаще всего встречаются фибулы в виде незамкнутых витых колец из скрученной проволоки с утолщениями на концах и иглой для закрепления на ткани. Более архаичный вид, характерный для бедуинов северной Сахары - фибулы с треугольным навершием, наподобие марокканских, но без эмалей.
Другой тип тунисских фибул – широкие плоские фибулы в виде полумесяца с шариками на концах, богато украшенные гравировкой. Мотивы таких орнаментов представляют собой композиции арабесок и различных сакральных символов – полумесяцев, звезд, птиц, рыб. Такой тип характерен для региона Меденина в южной части страны [3].
В прошлом, для декорирования женских нарядов в украшениях наряду с металлическими элементами, коралловыми или каменными бусинами широко применялись фигурные бусины из ароматной затвердевшей пасты, составленной на основе пряностей и дорогих благовоний. Эти бусины изготовлялись специальными мастерами в крупных городах и имели высокую стоимость. Ожерелья из таких бусин были неотъемлемой частью свадебного наряда невесты во многих районах Туниса и Алжира. В настоящее время секрет изготовления такой пасты практически забыт, только кое-где в сельской местности женщины самостоятельно изготавливают подобные бусы на основе общедоступных пряностей, таких как гвоздика и мускатный орех [6].
Один из наиболее популярных мотивов в тунисских орнаментах – символ рыбы. Декоративные изображения рыб можно встретить в Тунисе повсеместно – на дверях домов, керамической посуде, ткани, и конечно же на украшениях. Это очень древний символ. У финикийцев рыба была символом плодородия, затем ее использовали ранние христиане в качестве символа Христа (на территории Туниса проживало много христиан в 3-4 вв. н.э.). В исламской культуре символ рыбы также связан с плодородием, а кроме того с райскими водами. пожалуй только символ ладони («хамса») может конкурировать по древности и популярности с изображением рыбы в тунисских украшениях.
Еще один амулет, часто встречающийся в тунисских украшениях в виде подвесок и кулонов, характерный не только для Туниса, но также для Ливии и западного Египта – «салхаят», представляющий собой стилизованный ажурный полумесяц, обращенный концами вниз. Такие амулеты носят женщины, ставшие матерями [4].
Особенно популярны в Тунисе подвески в виде монеток «Махбуб», стилизованные под старинные турецкие или египетские монеты. Реже встречаются подвески из настоящих серебряных монет.
Наконец, одни из самых популярных украшений в Северной Африке – различные браслеты, которые обязательно дополняют традиционный женский костюм. Тунисские ювелиры изготовляют браслеты различных типов, кованные, литые цельные и полые, спаянные из нескольких частей, а также скрученные из проволоки (наследие античности). В зависимости от региона, тунисские браслеты могут быть декорированы различными способами: чеканкой и гравировкой – в южных районах, позолотой, зернью и филигранью на побережье. В прошлом роскошные браслеты, украшенные полихромной перегородчатой эмалью, производились на острове Джерба и в Мокнине. Особенно эффектно выглядят массивные ножные браслеты с гравировкой и позолотой, которые до сих пор производят в районе Сусса (регион Сахель).
Наиболее популярная форма тунисских браслетов - в виде незамкнутых цилиндров. Более узкие называются «халхал», а широкие – «Свар». Последние одинаково распространены среди бедуинов Туниса и Ливии [1,5]. Такие браслеты богато украшены сплошным чеканным орнаментом в виде арабесок, в котором преобладают символы рыб, птиц, шестиконечных звезд и полумесяцев.
Литература:
- Anne van Custem. A World of Bracelets. Africa, Asia, Oceania, America from Ghisels collection. / Anne van Custem – Milano: Scira Editore S.p.A. 2002 – 378p.
- Anne Leurquin. A World of Neckleaces. Africa, Asia, Oceania, America from Ghisels collection. / Anne Leurquin – Milano: Scira Editore S.p.A. 2003 – 464p.
- Ethnic jewellery from Africa, Asia, and Pacific islands. - Amsterdam and Singapore: The Pepin Press, 2008. - 254p.
- Sigrid van Roode. Desert Silver. Nomadic and traditional silver jewelery from the Middle East and North Africa / Sigrid van Roode – Amsterdam: KIT Publishers 2010 – 92p.
- France Borel. The Splendor of Ethnic Jewelry. From the Colette and Jean-Pierre Ghisels Collection. New York: “Harry N. Abrams, Inc., Publishers” 1994. – 256 p.
6. Wolf Dieter Slwert. Jewellery from the Orient. Treasures from the Bir Collection. / Wolf-Dieter Slwert – Stuttgart: Arnoldshe 2009 – 320p.
Публикации:
А. Ю. Емельянов, Н. В. Канюков. Традиционные ювелирные украшения Северной Африки. Дизайн. Теория и практика. - 2014. - №17. - с. 76-82.