Перейти к основному содержанию

Височное украшение - традиционный туркменский амулет - Тумар. Северный Афганистан, 20-й век. Туркмены племен Олам, Эрсари или Сарык

Височное украшение - традиционный туркменский амулет - Тумар. Северный Афганиста
Височное украшение - традиционный туркменский амулет - Тумар. Северный Афганиста
Височное украшение - традиционный туркменский амулет - Тумар. Северный Афганиста
Височное украшение - традиционный туркменский амулет - Тумар.
Северный Афганистан, 20-й век.
Туркмены племен Олам, Эрсари или Сарык. 
Открывается сбоку
Сплав серебра (около 80%).
Вставки - цветное стекло.
Длина подвески с крючком - 130 мм.
Размер прямоугольного амулета - 70/25/7 мм.
Вес - 31 г.
 
Все традиционные украшения женского костюма в недавнем прошлом обладали магическим значением. Амулетницы, амулеты и обереги считались самой универсальной частью комплекса украшений. Их носили на цепочках, надевали через плечо, прикрепляли сзади на левое плечо. Особенно часто на платье молодых кормящих женщин по обе стороны разреза ворота крепили по обе стороны по несколько серебряных амулетов – тумор или тумаржик. Тумар представляет собой пустотелый цилиндр, свернутый из одного листа серебра с гладкой поверхностью. С одной стороны он запаивался полусферическим куполком, с другой – такой же куполок являлся съемной крышкой (5, стр.103). Традиционно, внутри тумара закладывали изречения из Корана или уголек с солью. Иногда амулетницы были сложной конфигурации: с припаянными серебряными треугольниками сверху и подвесками или зубчатыми пластинками снизу, к которым крепились монетки, детали шельпе или бубенчики. Украшались тумары позолотой, гравированным орнаментом. Цилиндр опоясывали филигранные пояски, которые делили его на сектора, в каждом из которого было припаяно гнездо со вставкой [5].

В Афганистане подобные амулеты называются также тавиз[1], в Средней Азии – тумар, тумор, бозбанд, бозубанд. В средневековье подобные амулеты назывались тюркским словом битиг, что означало «надпись, письмена» и были чаще шестигранной формы[2, стр. 53].

Подобные цилиндрические амулеты были известны в Персии еще в эпоху Сасанидов, в первые века н. э. и получили широкое распространение в 10-12 в.в. [3]. Есть мнение, что амулеты цилиндрической формы восходят к доисламским традициям культа плодородия.

Тем не менее, возникновение такого типа амулетов восходит к культуре Древнего Египта, где впервые появился такой тип амулетов в виде цилиндра, с крышкой с одной стороны, куда вкладывался лист папируса с магическим текстом. Такие амулеты носили в вертикальном положении [4, стр 171].

В культуре бедуинов Аравийского полуострова подобные амулеты также широко распространены, выполняют такую же функцию и называются hirz, heykal (Йемен), khiyarah [5].

Литература  аналоги:

  1.  Сычева Н.С. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX-XX веков из собрания Государственного музея искусства народов Востока. /  Сычева Н.С. — М.: «Советский художник». 1984 — с. 160-161.
    2. Johannes Kalter. The Arts and Crafts of Turkestan. - New York: “Times and Husdon” 1983. - p. 221.
    3.  Layla S. Diba. Turkmen Jewellery. Silver Ornaments from the Marshall an Marilin R. Wolf Collection .: The Metropolitan Museum of Art 2011 – p. 176.
    4. Wolf-Dieter Seiwert. Jewellery from the Orient. Treasures from the Bir Collection. – Stuttgart: Arnoldshe 2009 – p. 252.
    5. Загитова М. «Ювелирные украшения Туркмении конца 19-начала 20 вв в собрании ГМИНВ», Издательский дом «Руда и Металлы» стр. 51-58


[1] Тавиз (амулетница).

От арабского «ta`widh» (очарование, амулет). Горизонтально или вертикально ориентированная пустотелая подвеска для вложения охранительных текстов со съемной крышечкой на конце. Термин используется также для обозначения подвесок аналогичной формы из металла или камня.

 

Новинки

Товары недели

12