Нашейные украшения Средней Азии можно разделить на три типа: а) ожерелья, основа которых состоит из металлических деталей; б) ожерелья смешанного типа - из металла и бисера или бусин; в) ожерелья из бисера и бусин. Кроме своеобразных ожерелий, которые входили в состав сложных височно-нагрудных головных украшений, составлялись нагрудные ожерелья и бусы разнообразные по композиции и формам элементов-звеньев.
Самые простые бусы снизывали из бусин, сделанных из одного материала. Средние слои населения Центральной Азии предпочитали бусы из коралла, который привозили купцы из Персидского залива. Большей частью использовались бусины неправильной сферической или цилиндрической формы. Нанизывали также бусы из тонкого рубленного коралла с отверстием, просверленным поперек, так что бусины напоминали колючки, обращенные во все стороны. В Узбекистане они назывались «калампур» (стручок горького красного перца), с которым они ассоциировались по форме и цвету. Красный перец по поверьям считался надежным оберегом от всякого зла и болезней. В Самарканде молодые женщины носили бусы из сердолика «акик мунчок» (от «акик» - сердолик, агат (тюрк.)). Для знатных женщин делали ожерелья из жемчуга. Бусы из одного материала часто дополняли крупным цветным камнем, раковинами каури, монетами, и другими амулетами.
Самыми излюбленными считались ожерелья, включающие бусины разных форм из разных материалов. Коралл создавал благородное сочетание с серебром. Три-пять низок кораллов в нескольких местах с ритмическими интервалами перехватывались ажурными серебряными бусинами из спиралей, фигурными пронизками с тисненым изображением розетт (солярная символика), звезд, солнца, головок змей и т.д. В центре, а в более нарядных – и по сторонам, помещали крупные цилиндрические пронизки из ажурной филиграни, повторяющие форму и смысл амулета - «тумор» («тавиз»).
Основная композиция расположения ожерелий исходила из сложившегося обычая – прикрывать тело женщины от воздействия «злых сил». Бусы и ожерелья ярусами располагались одно под другим на шее и груди женщины. Их количество зависело от материального положения женщины. Носили по одной и до нескольких десятков.
Из разноцветного бисера и стеклянных бусин нанизывали более дешевые узорные ожерелья и сетки «хафабанд» или «гулбанд» разной формы: в виде ленты, охватывающей шею, или бус из пучка бисерных низок с перехватами; нагрудников трапециевидной или другой формы. В их узорах преобладали архаичные геометризированные по трактовке символические мотивы: треугольники, ромбы, рога и т.п. Название украшения раскрывает его смысловое значение «хафабанд», от «хафа» - грусть, печаль и «банд» - завязка, как бы преграждающая путь горю, «завязывающая горе».
«Тавк» («пайконча», «тавки гули») - нашейное ожерелье в виде широкой полосы, состоящей из ряда удлиненных деталей, расположенных вертикально. Удлиненные детали в некоторых случаях изготовлялись в виде стилизованных изображений рыбок или птичек. Данный вид украшения бытовал в Ходженте, Ура-Тюбе, Самарканде, Бухаре. Ожерелье «тавк» (голубь) было зафиксировано в некоторых местностях верховьев Зеравшана, куда оно, скорее всего, привозилось из Самарканда вместе с другими видами металлических украшений. Одна из разновидностей данного украшения была известна в Самарканде под названием «мургак» («курочка» или «птичка»), в которой удлиненные центральные детали были изображены в виде стилизованных фигурок птичек, а нижняя часть украшения оформлялась подвесками в виде полумесяца со звездой в центре. Но еще чаще подвески делали в виде обычных кружков. Нашейные украшения в виде широкого воротника были известны еще с древности. Очень схожее по своему композиционному оформлению нашейное ожерелье было обнаружено археологами в погребениях Золотого холма (Тилло-тепа) в Северном Афганистане (Бактрия), которые были датированы археологами I-II вв. н.э.
Нашейное ожерелье из золота, оформленное в виде ажурного воротника, было популярно также в Индии в период правления Великих Моголов. Известны нам и египетские нашейные украшения в виде воротника (хотя и намного шире среднеазиатских), украшенных инкрустацией из драгоценных
камней и самоцветов. Данная форма сама по себе архаична, и часто повторяющиеся в декоре данного украшения астральные символы (круг, полумесяц, звезда, птицы) говорят об их первоначальном сакрально-магическом предназначении.
Особой формой отличается «тавк» бухарского образца, который отличается от остальных не только художественным, но и композиционным оформлением. Данное изделие состоит из тисненых квадратных деталей в виде четырехлистника, расположенных в ряд с цветочной розеткой в центре. Ожерелье по верхнему и нижнему краю украшает ряд небольших жемчужин, а от центральной розетки свисают длинные подвески с жемчугом, металлической пронизкой из зерни и аметистом. Нашейное украшение с аналогичным названием («тавк») часто упоминается в письменных источниках X-XIII вв.
«Нози гардан» («нежность шеи») (на фото вверху) и «зеби гардан» (краса шеи) - две разновидности металлических украшений, по композиционному решению почти одинаковых. Основным отличием являются металлические прямоугольные пластины, которые являются основным элементом украшения. «Нози гардан» состоит из четырех прямоугольных элементов с крупным сердцевидным медальоном в центре, иногда инкрустированным камнями. Пластины соединены между собой шестью рядами металлических цепочек, создающих эффект широкой полосы, которые у декоративных элементов были украшены кораллом. Боковой край розеток и нижнюю часть центральной детали украшают подвески, декорированные коралловыми бусинами и штампованными листочками. Бухарские мастера в конце XIX в. оформляли пластины и медальоны нашейного украшения «нози гардан» техникой эмали, сочетая с ним на фоне синего или голубого цвета изящный растительный орнамент белого цвета.
«Зеби гардан», «зеби сина» («украшение шеи, груди»), «хайкаль» («статуя, идол, изображение») состояло из пяти или шести рядов цепочек, в некоторых местах дополнительно украшенных каменными или стеклянными
бусинами и короткими подвесками, ромбовидными пластинами,
расположенными на равных расстояниях друг от друга, а также более крупной
фигурой или медальоном в центральной части. Ожерелье было представлено в
виде длинного многорядового украшения. Пластины и центральный медальон
изготовлялись в технике «сплошные вставки», и были сплошь усеяны
небольшими драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклом. Середина
металлических деталей была инкрустирована крупными вставками из красных
камней. Украшение было достаточно длинным и доходило до самого живота. В
центре медальонов находились крупные вставки из натуральных и
искусственных камней, перламутра и мастики.
Центральный крупный медальон, завершенный трилистником или пятилепестковым бутоном, очень отвлечен по форме и углядеть в нем нечто реальное сейчас невозможно. Но ряд фактов наводит на мысль о существовании в прошлом какого-то прообраза, как в других украшениях. Понимание слова «хайкал» как «идол, образ, изображение человека» связано с многочисленными скульптурными подвесками с изображением богини-матери, известными с глубокой древности, которые делали из глины, кости, бронзы, золота, камня и других материалов. Такие изображения со временем могли приобрести подобную условно-декоративную форму, сходную с центральной фигурой «хайкал». В общем, бусы и ожерелья вероятно произошли от повязок, которыми первоначально закреплялись на шее одеяния из шкур.
Украшение «хайкал» в XIX в. сохранилось у многих народов Средней Азии – каракалпаков, туркмен, узбеков и таджиков.
Украшения «нози гардан» и «зеби гардан» схожи по нескольким внешним
признакам. Во-первых, оба вида в композиционном плане созданы по единому
образцу, т.е. центральную часть ожерелий украшают фигурные медальоны, с двух сторон имеется несколько пластин геометрической формы, которые соединены друг с другом и с центральным медальоном с помощью многорядовой полосы из цепочек, украшенных подвесками из коралловых бусин и штампованных листочков. Все эти элементы в совокупности создают ажурное многорядовое ожерелье.
Существуют, конечно, и различия между данными видами украшений. Первое
отличие заключается в разных формах пластин и медальонов. В «нози гардан»
промежуточные пластины имеют прямоугольную форму, а в «зеби гардан» -
форму ромба. Центральный медальон в первом варианте ожерелья чаще имеет
сердцевидную форму, а второй вид представлен в виде фигурной детали
удлиненной формы. Второе различие — в технике изготовления пластин. В
«зеби гардан» или «хайкал» пластины выполнены чаще в технике «сплошные
вставки», в то время как «нози гардан» оформлялось эмалью, в редких случаях
(самаркандский вариант) изготовлялось в технике филиграни. Третье различие
заключается в полихромном художественном оформлении «зеби гардан»,
которое было обильно декорировано различными цветными камнями, стеклом,
перламутром и мастикой, т.е. отличалось пестрым декором. «Нози гардан»
оформлялось в очень спокойном сдержанном колорите, в котором нашло место
гармоничное сочетание неярких цветов с нежным переплетением растительного орнамента или чешуйчатого мотива.
Очень часто над верхней частью центрального медальона в ожерелье «зеби гардан» закреплялась дополнительная декоративная деталь, которая прикреплялась с помощью цепочек к боковым пластинам, тем самым создавая дополнительный ярус, и была также инкрустирована вставками и украшена подвесками. Таким образом, данное многоярусное украшение полностью закрывал грудь.
Сама форма ожерелий «нози гардан» и «зеби гардан» является глубоко традиционной. Украшения подобного типа мы можем увидеть на средневековых книжных миниатюрах, где они украшают шеи красавиц. Их длина доходит до живота. Столь частое изображение в миниатюрах ожерелий типа «нози гардан» и «зеби сина» свидетельствует об их особой популярности среди зажиточных слоев населения. Не исключено, что данная форма изделий бытовала еще со средневековья, иногда входя в моду, иногда пропадая из нее, и, возможно, несколько видоизменяясь в плане художественного оформления, дожила до XX в. Совершенно иной подход как в композиционном, так и в художественном оформлениях украшения «зеби гардан», которое имеется среди коллекции украшений Бухары. Его наличие еще раз доказало неординарность декоративных решений и своеобразия в ювелирном искусстве Бухары. Данное украшение представлено в виде двухъярусного ожерелья, где ярусы состоят из ряда бусин с металлическими подвесками в виде лягушек, украшенных короткими подвесками. Центральную часть ожерелья украшает крупный медальон в виде листа лотоса, инкрустированного крупным овальным камнем в-центре и небольшими вставками по краям. Такая форма ожерелья бытовала лишь в Бухаре в конце XIX в. Известно оно было и под названием «зеби гардан». «Нози гардан» и «зеби сина» носили в Самарканде, Ташкенте, Ходженте, Бухаре и в Ферганской долине.
Учитывая датировку хранящихся в музеях изделий и данные
изобразительных источников (миниатюры), можно сделать выводы, что
первоначальной формой «зеби гардан» или «хайкал» было ожерелье «нози
гардан», которое, очевидно, было более древним. Усложняя форму и декоративную отделку, добавляя дополнительные декоративные элементы,
мастера попытались усовершенствовать форму изделия, придать ему более
нарядный выразительный вид, усилить их художественно-эстетическую
значимость.
Ожерелья с названием «хайкал» были и у каракалпаков. Оно отличалось массивностью и тяжеловесностью, в центральной части имела амулетницу в виде полого футляра.
К сугубо металлическим видам украшений можно отнести амулеты в виде серебряных футляров треугольной, прямоугольной и цилиндрической форм, в которых хранили выписки из Корана. Упомянутые металлические украшения-обереги носили только женщины, начиная со дня свадьбы и вплоть до рождения двух-трех детей. Данные футляры держались с помощью нескольких рядов цепочек и располагались в подмышечной зоне, на груди, на плечах, на бедрах и на животе, тем самым оберегая важные зоны женского организма. Наплечные амулеты чаще изготовлялись в цилиндрической форме и их обязательно носили в паре. На самом раннем этапе своего появления эти футляры открывались и в них держали выписки с благожеланиями и охранительным текстом из священных книг. Позже обе стороны футляра запаивались, и эти цилиндрики начали выполнять уже больше декоративную функцию, нежели охранительную. Треугольные туморы и цилиндрические бозбанды носили и на цепочке и в составе коралловых ожерелий в качестве основного декоративного элемента. Металлическим амулетам приписывали определенные сакрально-магические свойства. Амулеты в форме треугольника и цилиндра были широко распространены на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе и имеют еще одно название - «тавиз». Изготавливались металлические футляры в разных технических приемах: «штамп-позолота-вставки», «мастика-фольга», «накладная зернь», «чернь-гравировка» и др. Иногда металлические амулеты украшались подвесками и почти всегда были декорированы разнообразным растительным и геометрическим орнаментом и вставками из разноцветного стекла и камней.
По сравнению с металлическими амулетами южного региона, туморы северной местности отличались богатой и разнообразной орнаментацией и технологической отделкой, а также своеобразной формой. В Самарканде и Бухаре, Ура-Тюбе, Ходженте были широко распространены все формы металлических амулетов. В Аште особой популярностью пользовались амулеты треугольной формы. Поверхность металлических амулетов была оформлена в виде переплетений из растительных вьюнов и побегов, иногда с цветочными розетками в центре.
Имеется самаркандский образец, оформленный благожелательной арабской надписью, где сама надпись выступает в качестве основного орнамента. Надписи из Корана выполняли охранительную функцию. Нередко по краям футляров шла полоса из орнаментов или вставок в виде кружков, а также зерни и листочков. Нижний край амулетов украшался подвесками из зерни, бусин, монет, пирамидальных или игольчатых деталей.
Кроме ожерелий, мастера Средней Азии делали украшения в виде пышных нагрудных подвесок.
«Пешавез» или «пешихалта» означал нагрудную подвеску в виде серебряного позолоченного куполка, нарядно орнаментированного чеканным или тисненым растительным узором из цветов и бутонов в окружении листвы. С нижнего края куполка свешивалось много длинных подвесок на цепочках. «Пешавез» прикрепляли в конце нагрудного выреза платья, обшитого узорной вышитой тесьмой.
Несмотря на то, что всем украшениям придавали апотропическое (защитное) значение, людям Востока это казалось недостаточным, делали еще специальные украшения-амулеты - «туморы» или «тавизы».
«Тумор» по-арабски означал молитву, написанную на бумаге, которой предназначалась роль оберега. На древнетюркском языке амулет называли «битик». Такое название сохранялось у татар до XIX в. «Туморы» по месту расположения на фигуре человека можно разделить на ряд типов. Кроме «туморов», прикрепляемых к головным уборам, делали «туморы» нашейные, нагрудные, наплечно-нагрудные и подмышечные. В конце XIX в. такого разделения точно не придерживались, «тумор» одной и той же формы включали в ожерелья, подвешивали на шею, на голову, к вискам, на лопатки, на плечо и т.д. Общим для многих из них было наличие серебряного футляра с крышкой, в который закладывали молитву, написанную на бумаге или оттиснутую со специальных печатей, помещали заклинания, деньги и другие вещи, которым придавалось магическое значение. Футлярчики прямоугольной, треугольной, призматической и цилиндрической формы украшали черневым, золоченым, гравированным, тисненым или филигранным растительно-геометрическим узором, надписями и изречениями из Корана, благожеланиями, стихами, именами мастеров, вставками из цветного стекла и подвесками. В прямоугольных и треугольных «туморах» орнаментальны декор композиционно делился на чуть возвышающееся центральное поле и широкую многорядную кайму. Главное место в середине поля занимали мотивы дерева жизни, куста, бегущей лозы, бутоны лотоса и тюльпана, пальметты и т.д. Футлярчики подвешивали на цепочках с бусинами.
«Буйин-тумор» - нашейный амулет. Коробочку обычно делали в виде прямоугольного треугольника, основанием которого служила гипотенуза. Композиция узора полностью подчинялась форме амулета, часто двустороннего.
Основной формой нагрудных амулетов «кукрак тумор» были прямоугольные и цилиндрические футлярчики. Ташкентские и самаркандские ювелиры делали «куш-тумор» - парные «тумор» в виде удлиненных прямоугольных коробочек с округлыми боковинами, которые располагались по обеим сторонам груди. Они декорировались в том же стиле и технике, что и «буйин тумор». На поверхности коробочки изображали медальон вытянутой формы с утолщающейся серединой и концами.
«Култик-тумор» - подмышечный «тумор», который обычно носили не только под мышкой, но и на груди. «Тумор» ташкентских и кокандских мастеров представлял собой прямоугольную коробочку более широкую, чем «куш-тумор», оформленную в том же стиле и технике.
В свете других рассмотренных украшений первоначальная смысловая шейных и нагрудных украшений ясна – они должны были охранять грудь женщины, способствовать деторождению. Первоначальная форма подмышечного украшения, очевидно, произошла от перевязи через плечо, к которой прикрепляли оружие или от способа ношения лука. От такой е перевязи произошла портупея. В культуре Средней Азии существуют легенды, в еоторых говорится, что душа покидала тело человека через подмышку. Таким образом, «култик тумор» предназначался для «охраны» подмышки, чтобы удержать душу в теле.
«Бозубанд» - амулеты из серебра трубчатой формы, оканчивающиеся куполками, оформляли в басменной технике, ажурной или накладной филиграни с зернью, эмалью и чернью, опоясывали рядами бирюзы. В Афганистане амулеты такой формы называются «тавиз», такое же название они носили в Индии эпохи Великих Моголов. Наиболее интересными в художественном отношении были бозубанды бухарских и самаркандских ювелиров, сделанные в технике ажурной филиграни.
Название цилиндрического «тумора» - «бозубанд» - означало браслет или повязку, носимую выше локтя на предплечье. Очевидно, повязки первоначально предназначались для поддерживания шкур, а затем рукавов во время работы, но затем это название перешло на нагрудные амулеты, в том числе и на прямоугольные и треугольные амулеты.
В Бухаре мастера из Ирана и Индии гравировали каллиграфические надписи на крупных и мелких сердоликах - «акик» и других камнях. Резные сердолики и готовыми из Ирана и вставляли в оправу бухарские мастера. Подобные амулеты и сегодня производятся а Афганистане.
Разных красивых форм крупные сердолики, прекрасно отполированные и покрытые мелкими письменами, расположенные на разнообразно расчлененных полях, картушах, каймах, оправлялись в серебро и подвешивались на груди, на лопатках и других местах и считались амлетами.
В Хорезме «сооружали» сложные амулеты утроенной сакральной силы «дуо-тузи» - молитва-подвеска или молитва-украшение, составленные из всех трех типов «туморов», соединенных подвижно. Сверху помещали треугольник, ниже – прямоугольник, основанием служил цилиндр с подвесками. «Дуо-тузи» носили на висках и по обеим сторонам на груди, называя его «кукрак-тузи».
Литература
Фахреттинова Д.А. Ювелирное искусство Узбекистана. Ташкент. Издательство лит. и искусства. 1988. - 204с.
Пиотровский М.Б. О мусульманском искусстве. Спб 2001. - 146с.
Веймарн Б.В. Классическое искусство стран ислама. М. 2002. - 494с.
Миллер Д. Ювелирные украшения. М. 2004. - 256с.
Умарова З. Х. «История развития ювелирного искусства таджиков (V- начала ХХ вв.)» - Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Душанбе – 2009
Украшения Востока. Из коллекции Патти Кадби Берч, США. Каталог выставки. М. 1999
Ким. М. Сокровищница мира. Коллекция Аль-Сабах национальный музей Кувейта. Thames & Hudson 2009. - 158c.
Читать еще про Украшения Центральной Азии и символику восточных украшений