Перейти к основному содержанию

Иран

Подвеска-амулет из сердолика с надписью - молитвой

Кулоны, подвески, Афганистан и Средняя Азия, Иран, Ожерелья, бусы, колье, подвески, амулеты.

Подвеска-амулет из сердолика с надписью - молитвой
Подвеска-амулет из сердолика с надписью - молитвой
Подвеска-амулет из сердолика с надписью - молитвой
 

Артикул: 12004

Подвеска-амулет из сердолика с надписью - молитвой.
Надпись начинается со слов:
...نادي عليا مظهر العجائب باسم الكربلائي
Пакистан, конец 20-го века.
Мельхиор, сердолик,
Гравировка на станке
Размер кулона - 46/36 мм.
Вес - 9 г.
Каменная была пластина расколота и склеена.
Подобные амулеты весьма популярны среди шиитского населения Ирана, Ирака, Пакистана и других стран Ближнего Востока.

Цена: 1,750.00руб

Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью

кольца, Афганистан и Средняя Азия, Иран, Кольца

Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью
Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью
Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью
Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью
Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью
 

Артикул: 12003

Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью.
Иран, 20-й век.
Серебро (90%)
Вставка - сердолик с ручной гравировкой - "Бисмилла" بِسۡمِ ٱللهِ ٱلرَّحۡمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ
(С Именем Аллаха Милостивого Милосердного).
Шрифт - "насталик".
Размер вставки - 16/12 мм.
Высота от пальца - 10 мм.
Вес - 16 г.
Размер - 21

Золотые украшения в Исламских странах никогда не запрещались, но и не поощрялись Кораном и Сунной. Изделия из золота считались принадлежностью загробного мира, как и вино они будут доступны лишь праведникам в раю, согласно исламскому учению. Некоторые хадисы осуждают ношение мужчинами золотых украшений, в том числе перстней и колец. На серебро этот запрет не распространяется, считается, что у Пророка был серебряный перстень с сердоликовой печатью, которой он удостоверял подлинность своих документов.

Ношение колец чрезвычайно распространено среди иранских мужчин. Почти каждый иранец носит на правой руке одно или два кольца. Чаще всего кольца носят на безымянном пальце, или мизинце, реже на указательном. В качестве материала колец иранцы предпочитают высокопробное серебро, ношение золотых украшений не дозволяется мужчинам исламом. Особенно популярны кольца и перстни со знаменитой иранской бирюзой, а также с сердоликовой печаткой, украшенной искусно выгравированной каллиграфической вязью - именем Аллаха и Пророка, короткими молитвами, именами святых, и др. Но в качестве вставок могут быть использованы другие самоцветы, - горный хрусталь, агат, хризопраз. Иранцы не подвергают камни огранке, предпочитая кабошоны или гладко спиленные печатки. Но иногда ювелир сохраняет природную поверхность камня, подчеркивая совершенство природы. Кольца не обязательно могут быть новыми, зачастую владельцы меняют или перепродают свои украшения, некоторые перстни передаются от отца к сыну.

Цена: 6,450.00руб

Чашка-пиала в технике традиционной иранской горячей расписной эмали "Мина" или "Минакари" (Minakari) Иран, Исфахан, современная работа

Афганистан и Средняя Азия, Иран, Аксессуары, посуда, шкатулки и коробочки

Чашка-пиала в технике традиционной иранской горячей расписной эмали "Мина" или "
Чашка-пиала в технике традиционной иранской горячей расписной эмали "Мина" или "
Чашка-пиала в технике традиционной иранской горячей расписной эмали "Мина" или "
Чашка-пиала в технике традиционной иранской горячей расписной эмали "Мина" или "
 

Артикул: 12002

Чашка-пиала в технике традиционной иранской горячей расписной эмали "Мина" или "Минакари" (Minakari).
Иран, Исфахан, современная работа
Медь, горячая эмаль, ручная роспись
Высота - 45 мм.
Максимальный диаметр - 85 мм.

До наших дней в Иране сохранились богатые традиции горячей эмали. Великолепные изделия с горячей эмалью в Персии изготовлялись еще в средневековье под влиянием Византийской культуры. [1]. Эмальерное искусство в Персии достигло наивысшего развития при Аббассидах в 16-17вв. Крупнейший центр производства знаменитых персидских эмалей "Минакари" (Minakari) возник в Исфахане, где он существует и по сей день. До сих пор там производят удивительную по красоте медную посуду с тончайшей эмалевой росписью в основном по сине-зеленому фону.

Литература:

1. Бреполь Э. Художественное эмалирование / Бреполь Э. - Л. М.: «Машиностроение» 1986 - 127 с.

Цена: 2,550.00руб

Колье-амулет "Kahraman" из винтажных сердоликовых бусин "Aqeek Sulaymani" с центральной бусиной в виде сердца

Афганистан и Средняя Азия, Колье, бусы, гривны, Иран, Ожерелья, бусы, колье, подвески, амулеты.

Колье-амулет "Kahraman" из винтажных сердоликовых бусин "Aqeek Sulaymani" с цент
Колье-амулет "Kahraman" из винтажных сердоликовых бусин "Aqeek Sulaymani" с цент
Колье-амулет "Kahraman" из винтажных сердоликовых бусин "Aqeek Sulaymani" с цент
 

Артикул: 12001

Колье-амулет "Kahraman" из винтажных сердоликовых бусин "Aqeek Sulaymani" с центральной бусиной в виде сердца.
Иран, 20-й век. (бусины по-видимому от более старых украшений).
Сердоликовые бусины имеют поры, слоистость, мелкие внутренние трещинки, что не является дефектом.
Длина колье - 660 мм.
Центральная бусина - 24/22/6 мм.
Вес - 100 г.

Подобные украшения популярны уже несколько веков среди шиитского населения Ирака и Ирана. Центральная сердоликовая бусина выполнена в виде сердца, что восходит еще к древнеегипетской традиции.

Сердолик - один из самых древних самоцветов в человеческой культуре, с давних пор наделявшийся магическими свойствами.
В Древнем Египте сердолик был связан с богиней Сехмет - грозной ипостасью богини Хатор, его сакральное значение было связано с жизненной энергией, кровью, жаром солнца. Этот камень привозили из далекой Индии и он ценился на вес золота.
Высоко ценился сердолик также и в древнем Иране, из него делались бусы и колье для царей и высокопоставленных придворных.
В доисламских верованиях Центральной Азии этот камень считался носителем силы солнечного света, обладающим волшебной силой, способной оберегать живое от смерти и болезней, приносить счастье и покой.

Vintage Middle Eastern Necklace "Kahraman" with Old Carnelian Beads "Aqeek Sulaymani"
100% natural Carnelian (Carneol)
Lenght of Neclace - 660 mm. (26 ")
The size of central Heart shape bead - 22/20 mm (1/0,8 ")
Weight - 100 g (3,5 Oz).

The carnelian peads is pretty old an have some little cracks and a natural caverns.

Such ornaments have been popular for several centuries among the Shiite population of the Middle East. The Central carnelian bead is made in the form of a heart that dates back to the ancient Egyptian tradition.

Carnelian is the one of the oldest gems in human culture and always has a magical properties.
In Ancient Egypt, carnelian was associated with the goddess Sekhmet - the terrible incarnation of the goddess hator, its sacred meaning was associated with vital energy, blood, heat of the sun. This stone was brought from distant India and it was valued at a weight of gold.
In the beliefs of pre-Islamic Central Asia, this stone was considered the bearer of the power of sunlight, with magical powers, able to keep alive t death and disease, happiness and peace.

Цена: 4,650.00руб

Деревянная шкатулка с инкрустацией "Хатам". Иран, Исфахан, современная работа

Иран, Аксессуары, посуда, шкатулки и коробочки

Деревянная шкатулка с инкрустацией "Хатам"
Деревянная шкатулка с инкрустацией "Хатам"
Деревянная шкатулка с инкрустацией "Хатам"
 

Артикул: 12000

Деревянная шкатулка с инкрустацией "Хатам"
Иран, Исфахан, современная работа
Деревянная основа из оливы, инкрустация ценными породами дерева и латунью.
Размер - 70/50/32 мм.

Хатам — необыкновенная персидская инкрустация по дереву — возникла в Иране в незапамятные времена, но своего наивысшего развития достигла в эпоху Сефевидов (XVI – XVII вв.). Окна и двери, сундуки, шкатулки, доски для игры в нарды и шахматы, рамы для картин, подставки для Корана, письменные приборы украшались шестигранными узорами из маленьких равносторонних треугольников. Узоры также бывают пяти-, восьми- и десятигранными, но именно шестигранники остаются наиболее популярными. Некогда треугольники были достаточно большими, но мастера довели инкрустацию до совершенства – сегодня вы с трудом сможете разглядеть составляющие хатама.

Для инкрустации используется следующее:

Дерево: апельсиновое, розовое, эбеновое, орех, ююба, эвкалипт и некоторые другие разновидности. Орех и эбеновое дерево позволяют получать черные треугольники. Коричневые делают из апельсинового дерева, хотя в более дорогих изделиях для этого используется ююба. Кроме того, из окрашенного апельсинового дерева иногда получают черные, желтые или красные треугольники.
Кость: верблюжья, коровья, слоновая, а также раковины устриц. Из кости делают белые треугольники.
Металлические нити (2 – 3 мм толщиной): медь, а также золото и серебро (в особенно дорогих изделиях). С их помощью получают желтые (золотые, серебряные и т. п.) треугольники.
Искусство создания изделий из хатама сравнимо с искусством плетения ковров – только в данном случае применяются несколько иные материалы и способы обработки. Давайте вместе проследим за этим интересным процессом:

Очень важно, чтобы каждая деревянная щепка, каждый кусочек кости или металлическая струна представляли собой трехгранник. Мастерская покупает такие материалы у специальных поставщиков: столяры делают дерево трехгранным, кость в других местах тщательно вываривают, очищают от жира и посторонних примесей и также придают трехгранную форму, а металлические «струны» протягивают через специальную машину. Ровные грани очень важны!

Хотя существует множество чертежей готового хатама, на деле ими пользуются разве что подмастерья. У настоящего мастера такой рисунок – в голове, он точно знает, чего хочет добиться. А вариаций существует великое множество.

Мастер аккуратно складывает трехгранные «палочки» вместе, в определенном порядке чередуя дерево, кость и металл. Минимум 48 таких «палочек» идет на один «голь» («цветок»), напоминающий звезду. Каждый «голь» собирают отдельно, затем тщательно скрепляют деревянным клеем. Только после этого все эти «звезды» начинают складывать вместе, в итоге получая заготовку длиной до 30 см. Как легко догадаться, работа эта долгая, трудная и кропотливая.

Очень важно, чтобы в хатаме не оставалось никаких зазоров, и составляющие каждого «цветка» и сами «цветки» прочно прилегали друг к другу. В хорошей мастерской таких заготовок сотни – и на всех узоры разные.

Потом мастер выбирает нужный ему узор и… одну за другой срезает тонкие 30-сантиметровые пластины с заготовки.

Разумеется, деревянную основу изделия (раму, шкатулку, пенал и т. п.), мастер делает заранее, все «хатамщики» — отличные столяры. Далее он прилаживает пластины хатама в соответствии с формой изделии. Для этого используется деревянный клей. В некоторых случаях пластины также нагревают, чтобы, например, они соответствовали форме сосуда, на которые их наносят.

Чем меньше треугольники, чем больше их количество, чем последовательнее повторяются узоры – тем тоньше инкрустация. Качество инкрустации также напрямую связано с качеством используемых материалов.

Разумеется, деревянная основа – не обязательное условие для хатама. Его можно наносить, например, и на медные сосуды.

Последним этапом является придание изделию характерного блеска и защита его от перепадов температур, мелких царапин и т. п. В Сефевидские времена для этого применяли сосновую смолу. В ХХ веке использовались различные лаки. Теперь же хатам обрабатывают полиэфирными смолами в специальных камерах — хорошее изделие должно жить долго!

Сегодня исфаханские художники (а центром производства хатама остается иранский город Исфахан) включают в работу серебряные украшения и традиционную роспись по эмали. Широко распространены инкрустированные шкатулки с миниатюрами на крышке.

Материал взят с сайта goiran.ru

Цена: 990.00руб

Медная лукумница (столовый прибор для сладостей) ручной работы. Иран, Шираз, современная работа

Афганистан и Средняя Азия, Иран, Аксессуары, посуда, шкатулки и коробочки

Медная лукумница (столовый прибор для сладостей) ручной работы. Иран, Шираз, сов
Медная лукумница (столовый прибор для сладостей) ручной работы. Иран, Шираз, сов
Медная лукумница (столовый прибор для сладостей) ручной работы. Иран, Шираз, сов
 

Артикул: 11999

Медная лукумница (столовый прибор для сладостей) ручной работы.
Иран, Шираз, современная работа
Медь, выколотка, обжимка, чеканка
Высота - 65 мм.
Максимальный диаметр - 70 мм

Цена: 750.00руб

Иранский мужской перстень - талисман с сердоликом и каллиграфической надписью

кольца, Афганистан и Средняя Азия, Иран, Кольца

Иранский мужской перстень - талисман с сердоликом и каллиграфической надписью
Иранский мужской перстень - талисман с сердоликом и каллиграфической надписью
Иранский мужской перстень - талисман с сердоликом и каллиграфической надписью
Иранский мужской перстень - талисман с сердоликом и каллиграфической надписью
Иранский мужской перстень - талисман с сердоликом и каллиграфической надписью
 

Артикул: 11993

Иранский мужской перстень - талисман с сердоликом и каллиграфической надписью.
Иран, 20-й век.
Серебро (90%)
Вставка - сердолик с ручной гравировкой - надпись "Йа Хайй Йа Койум" (О Живой, о Сущий - эпитеты (прекрасные имена) Аллаха). Шрифт - "насталик".
Размер вставки - 21/19 мм.
Вес - 18 г.
Размер - 21,5

Цена: 5,650.00руб

Иранский мужской перстень с бирюзой. Иран, Нишапур-Мешхед, современная работа

кольца, Афганистан и Средняя Азия, Иран, Кольца

Иранский мужской перстень с бирюзой. Иран, Нишапур-Мешхед, современная работа
Иранский мужской перстень с бирюзой. Иран, Нишапур-Мешхед, современная работа
Иранский мужской перстень с бирюзой. Иран, Нишапур-Мешхед, современная работа
Иранский мужской перстень с бирюзой. Иран, Нишапур-Мешхед, современная работа
Иранский мужской перстень с бирюзой. Иран, Нишапур-Мешхед, современная работа
 

Артикул: 11978

Иранский мужской перстень с бирюзой.
Иран, Нишапур-Мешхед, современная работа
Серебро (90%),
Вставка - нишапурская бирюза
Размер вставки - 7/8 мм
Высота от пальца - 6 мм
Вес - 8 г.
Размер - 19

Бирюза - один из самых древних и популярных камней-самоцветов в человеческой культуре, с давних пор наделявшийся магическими свойствами.
В Древнем Египте бирюзу называли Мефкат. Этот священный камень был посвящен богине любви Хатхор, его сакральное значение было связано с радостью и процветанием.
Самые древние месторождения бирюзы были найдены на Синайском полуострове, где бирюза добывается со времен фараонов.
Однако лучшими сортами бирюзы считаются камни, добываемые в Иране, в районе города Нишапура. Иранская бирюза имеет широкий спектр оттенков от бледно-голубого и зеленого до яркого небесно-голубого. Бирюза может иметь неоднородный цвет, включения пирита и темные прожилки. Каждый камень практически неповторим.

Цена: 5,590.00руб

Кольцо-талисман с магическими квадратами на двухсторонней печатке

Виртуальный музей декоративно-прикладного искусства Востока, кольца, Центральная и Южная Азия, Афганистан и Средняя Азия, Иран, Кольца

Кольцо-талисман с магическими квадратами на двухсторонней печатке
Кольцо-талисман с магическими квадратами на двухсторонней печатке
Кольцо-талисман с магическими квадратами на двухсторонней печатке
Кольцо-талисман с магическими квадратами на двухсторонней печатке
Кольцо-талисман с магическими квадратами на двухсторонней печатке
 

Артикул: 11973

Кольцо-талисман с магическими квадратами на двухсторонней печатке
Иран, Исфахан, современная работа
Серебро, ковка, пайка, гравировка.
Размер печатки - 26/15 мм.
Вес - 9,5 г.
Размер - 20

На обеих сторонах кольца изображены "магические квадраты", по бокам от которых выгравированы короткие надписи, представляющие собой зикры-поминовения некоторых из 99-и Прекрасных Имен Аллаха.
В ячейках квадратов вместо обычных цифр выписаны буквы арабского алфавита.

Сторона 1:

و ا س ع
ع س ا و
ا و ع س
س ا و ا

Сторона 2:

س ت ا ا
ا ا ت س
ت س ا ا
ا ا س ت

Цена: 3,950.00руб

Деревянная шкатулка с инкрустацией "Хатам" - высокое качество

Иран, Аксессуары, посуда, шкатулки и коробочки

Деревянная шкатулка с инкрустацией "Хатам" - высокое качество
Деревянная шкатулка с инкрустацией "Хатам" - высокое качество
Деревянная шкатулка с инкрустацией "Хатам" - высокое качество
Деревянная шкатулка с инкрустацией "Хатам" - высокое качество
 

Артикул: 11963

Деревянная шкатулка с инкрустацией "Хатам" - высокое качество, инкрустирована также изнутри
Иран, Исфахан, современная работа
Деревянная основа из оливы, инкрустация ценными породами дерева и латунью
Размер - 120/95/55 мм.

Хатам — необыкновенная персидская инкрустация по дереву — возникла в Иране в незапамятные времена, но своего наивысшего развития достигла в эпоху Сефевидов (XVI – XVII вв.). Окна и двери, сундуки, шкатулки, доски для игры в нарды и шахматы, рамы для картин, подставки для Корана, письменные приборы украшались шестигранными узорами из маленьких равносторонних треугольников. Узоры также бывают пяти-, восьми- и десятигранными, но именно шестигранники остаются наиболее популярными. Некогда треугольники были достаточно большими, но мастера довели инкрустацию до совершенства – сегодня вы с трудом сможете разглядеть составляющие хатама.

Для инкрустации используется следующее:

Дерево: апельсиновое, розовое, эбеновое, орех, ююба, эвкалипт и некоторые другие разновидности. Орех и эбеновое дерево позволяют получать черные треугольники. Коричневые делают из апельсинового дерева, хотя в более дорогих изделиях для этого используется ююба. Кроме того, из окрашенного апельсинового дерева иногда получают черные, желтые или красные треугольники.
Кость: верблюжья, коровья, слоновая, а также раковины устриц. Из кости делают белые треугольники.
Металлические нити (2 – 3 мм толщиной): медь, а также золото и серебро (в особенно дорогих изделиях). С их помощью получают желтые (золотые, серебряные и т. п.) треугольники.
Искусство создания изделий из хатама сравнимо с искусством плетения ковров – только в данном случае применяются несколько иные материалы и способы обработки. Давайте вместе проследим за этим интересным процессом:

Очень важно, чтобы каждая деревянная щепка, каждый кусочек кости или металлическая струна представляли собой трехгранник. Мастерская покупает такие материалы у специальных поставщиков: столяры делают дерево трехгранным, кость в других местах тщательно вываривают, очищают от жира и посторонних примесей и также придают трехгранную форму, а металлические «струны» протягивают через специальную машину. Ровные грани очень важны!

Хотя существует множество чертежей готового хатама, на деле ими пользуются разве что подмастерья. У настоящего мастера такой рисунок – в голове, он точно знает, чего хочет добиться. А вариаций существует великое множество.

Мастер аккуратно складывает трехгранные «палочки» вместе, в определенном порядке чередуя дерево, кость и металл. Минимум 48 таких «палочек» идет на один «голь» («цветок»), напоминающий звезду. Каждый «голь» собирают отдельно, затем тщательно скрепляют деревянным клеем. Только после этого все эти «звезды» начинают складывать вместе, в итоге получая заготовку длиной до 30 см. Как легко догадаться, работа эта долгая, трудная и кропотливая.

Очень важно, чтобы в хатаме не оставалось никаких зазоров, и составляющие каждого «цветка» и сами «цветки» прочно прилегали друг к другу. В хорошей мастерской таких заготовок сотни – и на всех узоры разные.

Потом мастер выбирает нужный ему узор и… одну за другой срезает тонкие 30-сантиметровые пластины с заготовки.

Разумеется, деревянную основу изделия (раму, шкатулку, пенал и т. п.), мастер делает заранее, все «хатамщики» — отличные столяры. Далее он прилаживает пластины хатама в соответствии с формой изделии. Для этого используется деревянный клей. В некоторых случаях пластины также нагревают, чтобы, например, они соответствовали форме сосуда, на которые их наносят.

Чем меньше треугольники, чем больше их количество, чем последовательнее повторяются узоры – тем тоньше инкрустация. Качество инкрустации также напрямую связано с качеством используемых материалов.

Разумеется, деревянная основа – не обязательное условие для хатама. Его можно наносить, например, и на медные сосуды.

Последним этапом является придание изделию характерного блеска и защита его от перепадов температур, мелких царапин и т. п. В Сефевидские времена для этого применяли сосновую смолу. В ХХ веке использовались различные лаки. Теперь же хатам обрабатывают полиэфирными смолами в специальных камерах — хорошее изделие должно жить долго!

Сегодня исфаханские художники (а центром производства хатама остается иранский город Исфахан) включают в работу серебряные украшения и традиционную роспись по эмали. Широко распространены инкрустированные шкатулки с миниатюрами на крышке.

Материал взят с сайта goiran.ru

Цена: 2,550.00руб

Колье-амулет "Kahraman" из винтажных сердоликовых бусин "Aqeek Sulaymani" с центральной бусиной в виде сердца

Афганистан и Средняя Азия, Колье, бусы, гривны, Иран, Ожерелья, бусы, колье, подвески, амулеты.

Колье-амулет "Kahraman" из винтажных сердоликовых бусин "Aqeek Sulaymani" с цент
Колье-амулет "Kahraman" из винтажных сердоликовых бусин "Aqeek Sulaymani" с цент
Колье-амулет "Kahraman" из винтажных сердоликовых бусин "Aqeek Sulaymani" с цент
 

Артикул: 11962

Колье-амулет "Kahraman" из винтажных сердоликовых бусин "Aqeek Sulaymani" с центральной бусиной в виде сердца.
Иран, 20-й век. (бусины по-видимому от более старых украшений).
Сердоликовые бусины имеют поры, слоистость, мелкие внутренние трещинки, что не является дефектом.
Длина колье - 660 мм.
Центральная бусина - 24/22/6 мм.
Вес - 100 г.

Подобные украшения популярны уже несколько веков среди шиитского населения Ирака и Ирана. Центральная сердоликовая бусина выполнена в виде сердца, что восходит еще к древнеегипетской традиции.

Сердолик - один из самых древних самоцветов в человеческой культуре, с давних пор наделявшийся магическими свойствами.
В Древнем Египте сердолик был связан с богиней Сехмет - грозной ипостасью богини Хатор, его сакральное значение было связано с жизненной энергией, кровью, жаром солнца. Этот камень привозили из далекой Индии и он ценился на вес золота.
Высоко ценился сердолик также и в древнем Иране, из него делались бусы и колье для царей и высокопоставленных придворных.
В доисламских верованиях Центральной Азии этот камень считался носителем силы солнечного света, обладающим волшебной силой, способной оберегать живое от смерти и болезней, приносить счастье и покой.

Цена: 3,650.00руб

Ваза-шкатулка в технике традиционной иранской горячей расписной эмали "Мина" или "Минакари" (Minakari) в форме сосуда "Хокка" (Хукка)

Иран, Аксессуары, посуда, шкатулки и коробочки

Ваза-шкатулка в технике традиционной иранской горячей расписной эмали "Мина" или
Ваза-шкатулка в технике традиционной иранской горячей расписной эмали "Мина" или
Ваза-шкатулка в технике традиционной иранской горячей расписной эмали "Мина" или
Ваза-шкатулка в технике традиционной иранской горячей расписной эмали "Мина" или
 

Артикул: 11961

Ваза-шкатулка (сахарница) в технике традиционной иранской горячей расписной эмали "Мина" или "Минакари" (Minakari) в форме сосуда "Хокка" (Хукка).
Иран, Исфахан, современная работа
Медь, горячая эмаль, ручная роспись
Высота - 130 мм.
Максимальный диаметр - 100 мм.

До наших дней в Иране сохранились богатые традиции горячей эмали. Великолепные изделия с горячей эмалью в Персии изготовлялись еще в средневековье под влиянием Византийской культуры. [1]. Эмальерное искусство в Персии достигло наивысшего развития при Аббассидах в 16-17вв. Крупнейший центр производства знаменитых персидских эмалей "Минакари" (Minakari) возник в Исфахане, где он существует и по сей день. До сих пор там производят удивительную по красоте медную посуду с тончайшей эмалевой росписью в основном по сине-зеленому фону.

Литература:

1. Бреполь Э. Художественное эмалирование / Бреполь Э. - Л. М.: «Машиностроение» 1986 - 127 с.

Цена: 4,250.00руб

Миниатюрная вазочка в технике традиционной иранской горячей расписной эмали

Иран, Аксессуары, посуда, шкатулки и коробочки

Миниатюрная вазочка в технике традиционной иранской горячей расписной эмали Миниатюрная вазочка в технике традиционной иранской горячей расписной эмали
 

Артикул: 11960

Миниатюрная вазочка в технике традиционной иранской горячей расписной эмали "Мина" или "Минакари" (Meenkari).
Иран, Исфахан, современная работа
Медь, горячая эмаль, ручная роспись
Высота - 47 мм.
Максимальный диаметр - 33 мм

Цена: 750.00руб

Колье-амулет из натурального сердолика-сардоникса (Aqeek Sulaymani)

Афганистан и Средняя Азия, Колье, бусы, гривны, Иран

Колье-амулет из натурального сердолика-сардоникса (Aqeek Sulaymani)
Колье-амулет из натурального сердолика-сардоникса (Aqeek Sulaymani)
Колье-амулет из натурального сердолика-сардоникса (Aqeek Sulaymani)
 

Артикул: 11953

Колье-амулет из натурального сердолика-сардоникса (Aqeek Sulaymani).
Иран, 20-й век.
Сердоликовые бусины имеют поры, слоистость, мелкие внутренние трещинки, что не является дефектом.
Длина колье - 520 мм.
Центральная бусина - 30/17/17 мм.
Вес - 100 г.

Некоторые бусины по-видимому от более старых украшений.

Цена: 3,750.00руб

Деревянная шкатулка с инкрустацией "Хатам". Иран, Исфахан, современная работа

Афганистан и Средняя Азия, Иран, Аксессуары, посуда, шкатулки и коробочки

Деревянная шкатулка с инкрустацией "Хатам". Иран, Исфахан, современная работа
Деревянная шкатулка с инкрустацией "Хатам". Иран, Исфахан, современная работа
Деревянная шкатулка с инкрустацией "Хатам". Иран, Исфахан, современная работа
 

Артикул: 11952

Деревянная шкатулка с инкрустацией "Хатам"
Иран, Исфахан, современная работа
Деревянная основа из оливы, инкрустация ценными породами дерева, слоновой костью и латунью
Размер - 100/55/60 мм.

Хатам — необыкновенная персидская инкрустация по дереву — возникла в Иране в незапамятные времена, но своего наивысшего развития достигла в эпоху Сефевидов (XVI – XVII вв.). Окна и двери, сундуки, шкатулки, доски для игры в нарды и шахматы, рамы для картин, подставки для Корана, письменные приборы украшались шестигранными узорами из маленьких равносторонних треугольников. Узоры также бывают пяти-, восьми- и десятигранными, но именно шестигранники остаются наиболее популярными. Некогда треугольники были достаточно большими, но мастера довели инкрустацию до совершенства – сегодня вы с трудом сможете разглядеть составляющие хатама.

Для инкрустации используется следующее:

Дерево: апельсиновое, розовое, эбеновое, орех, ююба, эвкалипт и некоторые другие разновидности. Орех и эбеновое дерево позволяют получать черные треугольники. Коричневые делают из апельсинового дерева, хотя в более дорогих изделиях для этого используется ююба. Кроме того, из окрашенного апельсинового дерева иногда получают черные, желтые или красные треугольники.
Кость: верблюжья, коровья, слоновая, а также раковины устриц. Из кости делают белые треугольники.
Металлические нити (2 – 3 мм толщиной): медь, а также золото и серебро (в особенно дорогих изделиях). С их помощью получают желтые (золотые, серебряные и т. п.) треугольники.
Искусство создания изделий из хатама сравнимо с искусством плетения ковров – только в данном случае применяются несколько иные материалы и способы обработки. Давайте вместе проследим за этим интересным процессом:

Очень важно, чтобы каждая деревянная щепка, каждый кусочек кости или металлическая струна представляли собой трехгранник. Мастерская покупает такие материалы у специальных поставщиков: столяры делают дерево трехгранным, кость в других местах тщательно вываривают, очищают от жира и посторонних примесей и также придают трехгранную форму, а металлические «струны» протягивают через специальную машину. Ровные грани очень важны!

Хотя существует множество чертежей готового хатама, на деле ими пользуются разве что подмастерья. У настоящего мастера такой рисунок – в голове, он точно знает, чего хочет добиться. А вариаций существует великое множество.

Мастер аккуратно складывает трехгранные «палочки» вместе, в определенном порядке чередуя дерево, кость и металл. Минимум 48 таких «палочек» идет на один «голь» («цветок»), напоминающий звезду. Каждый «голь» собирают отдельно, затем тщательно скрепляют деревянным клеем. Только после этого все эти «звезды» начинают складывать вместе, в итоге получая заготовку длиной до 30 см. Как легко догадаться, работа эта долгая, трудная и кропотливая.

Очень важно, чтобы в хатаме не оставалось никаких зазоров, и составляющие каждого «цветка» и сами «цветки» прочно прилегали друг к другу. В хорошей мастерской таких заготовок сотни – и на всех узоры разные.

Потом мастер выбирает нужный ему узор и… одну за другой срезает тонкие 30-сантиметровые пластины с заготовки.

Разумеется, деревянную основу изделия (раму, шкатулку, пенал и т. п.), мастер делает заранее, все «хатамщики» — отличные столяры. Далее он прилаживает пластины хатама в соответствии с формой изделии. Для этого используется деревянный клей. В некоторых случаях пластины также нагревают, чтобы, например, они соответствовали форме сосуда, на которые их наносят.

Чем меньше треугольники, чем больше их количество, чем последовательнее повторяются узоры – тем тоньше инкрустация. Качество инкрустации также напрямую связано с качеством используемых материалов.

Разумеется, деревянная основа – не обязательное условие для хатама. Его можно наносить, например, и на медные сосуды.

Последним этапом является придание изделию характерного блеска и защита его от перепадов температур, мелких царапин и т. п. В Сефевидские времена для этого применяли сосновую смолу. В ХХ веке использовались различные лаки. Теперь же хатам обрабатывают полиэфирными смолами в специальных камерах — хорошее изделие должно жить долго!

Сегодня исфаханские художники (а центром производства хатама остается иранский город Исфахан) включают в работу серебряные украшения и традиционную роспись по эмали. Широко распространены инкрустированные шкатулки с миниатюрами на крышке.

Материал взят с сайта goiran.ru

Цена: 850.00руб

Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью - 113 сурой Корана (Аль-Ихлас)

Виртуальный музей декоративно-прикладного искусства Востока, Центральная и Южная Азия, Афганистан и Средняя Азия, Иран, Кольца

Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью - 113 сурой К
Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью - 113 сурой К
Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью - 113 сурой К
Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью - 113 сурой К
Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью - 113 сурой К
Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью - 113 сурой К
Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью - 113 сурой К
 

Артикул: 11947

Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью - 113 сурой Корана (Аль-Ихлас).
Иран, 20-й век.
Серебро (90%)
Вставка - сердолик с гравировкой - Сурой "Аль-Ихлас" ("Очищение веры").
Размер вставки - 26/22 мм
Вес - 17 г.
Размер - 21

Надпись на камне выполнена опытным мастером-резчиком. Шрифт насталик. По правилам каллиграфии, для лучшей композиции слова в тексте расположены не совсем в том порядке, в котором они идут в книге, что может затруднить чтение, если не знать его заранее. Первая строчка, с которой начинается любая сура Корана (Бисмилла) опущена, так же отсутсвует концовка, которую иногда добавляют при цитировании сур Корана.

Полный текст суры Аль-Ихлас:

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ
قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ .
اللَّهُ الصَّمَدُ.
لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ .
وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُواً أَحَدٌ.

Смысловой перевод суры: (Искренность, Очищение веры):

С Именем Аллаха Милостивого Милосердного

1 Скажи: «Он – Аллах Единый,
2. Аллах Самодостаточный.
3. Он не родил и не был рожден,
4. и нет никого, равного Ему».

Ношение колец чрезвычайно распространено среди иранских мужчин. Почти каждый иранец носит на правой руке одно или два кольца. Чаще всего кольца носят на безымянном пальце, или мизинце, реже на указательном. В качестве материала колец иранцы предпочитают высокопробное серебро, ношение золотых украшений не дозволяется мужчинам исламом. Особенно популярны кольца и перстни со знаменитой иранской бирюзой, а также с сердоликовой печаткой, украшенной искусно выгравированной каллиграфической вязью - именем Аллаха и Пророка, короткими молитвами, именами святых, и др. Но в качестве вставок могут быть использованы другие самоцветы, - горный хрусталь, агат, хризопраз. Иранцы не подвергают камни огранке, предпочитая кабошоны или гладко спиленные печатки. Но иногда ювелир сохраняет природную поверхность камня, подчеркивая совершенство природы. Кольца не обязательно могут быть новыми, зачастую владельцы меняют или перепродают свои украшения, некоторые перстни передаются от отца к сыну.

Цена: 0.00руб

Иранский мужской перстень с каллиграфической надписью

Виртуальный музей декоративно-прикладного искусства Востока, кольца, Центральная и Южная Азия, Афганистан и Средняя Азия, Иран, Кольца

Иранский мужской перстень - талисман с каллиграфической надписью
Иранский мужской перстень - талисман с каллиграфической надписью یدالله فوق ایدی
Иранский мужской перстень - талисман с каллиграфической надписью
Иранский мужской перстень - талисман с каллиграфической надписью
Иранский мужской перстень - талисман с каллиграфической надписью
Иранский мужской перстень - талисман с каллиграфической надписью
 

Артикул: 11945

Иранский мужской перстень с каллиграфической надписью религиозного содержания:
یدالله فوق ایدیهم - "Yad Allah fowq e aydiahum" - буквальный перевод - "рука Аллаха - над их руками" что можно перевести как "Воля Аллаха превыше всей власти"
Иран, конец 20-го века (возможно современная работа).
Серебро (90%),
Вставка - халцедон с ручной гравировкой
Диаметр вставки - 23 мм.
Высота от пальца - 5 мм.
Вес - 15 г.
Размер - 22

Надпись на кольце - цитата из Корана, фрагмент 10-го айата суры "Аль Фатх" (Победа).

Ношение колец чрезвычайно распространено среди иранских мужчин. Почти каждый иранец носит на правой руке одно или два кольца. Чаще всего кольца носят на безымянном пальце, или мизинце, реже на указательном. В качестве материала колец иранцы предпочитают высокопробное серебро, ношение золотых украшений не дозволяется мужчинам исламом. Особенно популярны кольца и перстни со знаменитой иранской бирюзой, а также с сердоликовой печаткой, украшенной искусно выгравированной каллиграфической вязью - именем Аллаха и Пророка, короткими молитвами, именами святых, и др. Но в качестве вставок могут быть использованы другие самоцветы, - горный хрусталь, агат, хризопраз. Иранцы не подвергают камни огранке, предпочитая кабошоны или гладко спиленные печатки. Но иногда ювелир сохраняет природную поверхность камня, подчеркивая совершенство природы. Кольца не обязательно могут быть новыми, зачастую владельцы меняют или перепродают свои украшения, некоторые перстни передаются от отца к сыну.

Цена: 8,550.00руб

Деревянная шкатулка в с инкрустацией "Хатам". Иран, Исфахан, современная работа

Афганистан и Средняя Азия, Иран, Аксессуары, посуда, шкатулки и коробочки

Деревянная шкатулка в с инкрустацией "Хатам". Иран, Исфахан, современная работа
Деревянная шкатулка в с инкрустацией "Хатам". Иран, Исфахан, современная работа
Деревянная шкатулка в с инкрустацией "Хатам". Иран, Исфахан, современная работа
 

Артикул: 11943

Деревянная шкатулка в с инкрустацией "Хатам".
Иран, Исфахан, современная работа
Деревянная основа из оливы, инкрустация ценными породами дерева, слоновой костью (имитацией из пластика) и латунью
Размер - 72/55/32 мм.
 
Хатам — необыкновенная персидская инкрустация по дереву — возникла в Иране в незапамятные времена, но своего наивысшего развития достигла в эпоху Сефевидов (XVI – XVII вв.). Окна и двери, сундуки, шкатулки, доски для игры в нарды и шахматы, рамы для картин, подставки для Корана, письменные приборы украшались шестигранными узорами из маленьких равносторонних треугольников. Узоры также бывают пяти-, восьми- и десятигранными, но именно шестигранники остаются наиболее популярными. Некогда треугольники были достаточно большими, но мастера довели инкрустацию до совершенства – сегодня вы с трудом сможете разглядеть составляющие хатама.

 

Для инкрустации используется следующее:

  • Дерево: апельсиновое, розовое, эбеновое, орех, ююба, эвкалипт и некоторые другие разновидности. Орех и эбеновое дерево позволяют получать черные треугольники. Коричневые делают из апельсинового дерева, хотя в более дорогих изделиях для этого используется ююба. Кроме того, из окрашенного апельсинового дерева иногда получают черные, желтые или красные треугольники.
  • Кость: верблюжья, коровья, слоновая, а также раковины устриц. Из кости делают белые треугольники.
  • Металлические нити (2 – 3 мм толщиной): медь, а также золото и серебро (в особенно дорогих изделиях). С их помощью получают желтые (золотые, серебряные и т. п.) треугольники.

Искусство создания изделий из хатама сравнимо с искусством плетения ковров – только в данном случае применяются несколько иные материалы и способы обработки. Давайте вместе проследим за этим интересным процессом:

Очень важно, чтобы каждая деревянная щепка, каждый кусочек кости или металлическая струна представляли собой трехгранник. Мастерская покупает такие материалы у специальных поставщиков: столяры делают дерево трехгранным, кость в других местах тщательно вываривают, очищают от жира и посторонних примесей и также придают трехгранную форму, а металлические «струны» протягивают через специальную машину. Ровные грани очень важны!


Хотя существует множество чертежей готового хатама, на деле ими пользуются разве что подмастерья. У настоящего мастера такой рисунок – в голове, он точно знает, чего хочет добиться. А вариаций существует великое множество.

Мастер аккуратно складывает трехгранные «палочки» вместе, в определенном порядке чередуя дерево, кость и металл. Минимум 48 таких «палочек» идет на один «голь» («цветок»), напоминающий звезду. Каждый «голь» собирают отдельно, затем тщательно скрепляют деревянным клеем. Только после этого все эти «звезды» начинают складывать вместе, в итоге получая заготовку длиной до 30 см. Как легко догадаться, работа эта долгая, трудная и кропотливая.

Очень важно, чтобы в хатаме не оставалось никаких зазоров, и составляющие каждого «цветка» и сами «цветки» прочно прилегали друг к другу. В хорошей мастерской таких заготовок сотни – и на всех узоры разные.


Потом мастер выбирает нужный ему узор и… одну за другой срезает тонкие 30-сантиметровые пластины с заготовки.


Разумеется, деревянную основу изделия (раму, шкатулку, пенал и т. п.), мастер делает заранее, все «хатамщики» — отличные столяры. Далее он прилаживает пластины хатама в соответствии с формой изделии. Для этого используется деревянный клей. В некоторых случаях пластины также нагревают, чтобы, например, они соответствовали форме сосуда, на которые их наносят.


Чем меньше треугольники, чем больше их количество, чем последовательнее повторяются узоры – тем тоньше инкрустация. Качество инкрустации также напрямую связано с качеством используемых материалов.


Разумеется, деревянная основа – не обязательное условие для хатама. Его можно наносить, например, и на медные сосуды.

Последним этапом является придание изделию характерного блеска и защита его от перепадов температур, мелких царапин и т. п. В Сефевидские времена для этого применяли сосновую смолу. В ХХ веке использовались различные лаки. Теперь же хатам обрабатывают полиэфирными смолами в специальных камерах — хорошее изделие должно жить долго!

Сегодня исфаханские художники (а центром производства хатама остается иранский город Исфахан) включают в работу серебряные украшения и традиционную роспись по эмали. Широко распространены инкрустированные шкатулки с миниатюрами на крышке.

Материал взят с сайта goiran.ru

Цена: 590.00руб

Иранский мужской перстень с бирюзой. Иран, современная работа

кольца, Афганистан и Средняя Азия, Иран, Кольца

Иранский мужской перстень с бирюзой. Иран, современная работа
Иранский мужской перстень с бирюзой
Иранский мужской перстень с бирюзой. Иран, современная работа
Иранский мужской перстень с бирюзой. Иран, современная работа
Иранский мужской перстень с бирюзой. Иран, современная работа
 

Артикул: 11939

Иранский мужской перстень с бирюзой
Иран, современная работа
Серебро (90%),
Вставка - бирюза со включениями пирита
Размер вставки - 12/14 мм
Высота от пальца - 11 мм
Вес - 9,5 г.
Размер - 20

Ношение колец чрезвычайно распространено среди иранских мужчин. Почти каждый иранец носит на правой руке одно или два кольца. Чаще всего кольца носят на безымянном пальце, или мизинце, реже на указательном. В качестве материала колец иранцы предпочитают высокопробное серебро, ношение золотых украшений не дозволяется мужчинам исламом. Особенно популярны кольца и перстни со знаменитой иранской бирюзой, а также с сердоликовой печаткой, украшенной искусно выгравированной каллиграфической вязью - именем Аллаха и Пророка, короткими молитвами, именами святых, и др. Но в качестве вставок могут быть использованы другие самоцветы, - горный хрусталь, агат, хризопраз. Иранцы не подвергают камни огранке, предпочитая кабошоны или гладко спиленные печатки. Но иногда ювелир сохраняет природную поверхность камня, подчеркивая совершенство природы. Кольца не обязательно могут быть новыми, зачастую владельцы меняют или перепродают свои украшения, некоторые перстни передаются от отца к сыну.

Бирюза - один из самых древних и популярных камней-самоцветов в человеческой культуре, с давних пор наделявшийся магическими свойствами.
В Древнем Египте бирюзу называли Мефкат. Этот священный камень был посвящен богине любви Хатхор, его сакральное значение было связано с радостью и процветанием.
Самые древние месторождения бирюзы были найдены на Синайском полуострове, где бирюза добывается со времен фараонов.
Однако лучшими сортами бирюзы считаются камни, добываемые в Иране, в районе города Нишапура. Иранская бирюза имеет широкий спектр оттенков от бледно-голубого и зеленого до яркого небесно-голубого. Бирюза может иметь неоднородный цвет, включения пирита и темные прожилки. Каждый камень практически неповторим.

Цена: 6,250.00руб

Туркменская налобная подвеска "Ильдиргич" с подвесками-шельпе - снято с продажи для создания фонда временных экспозиций

Виртуальный музей декоративно-прикладного искусства Востока, Центральная и Южная Азия, Афганистан и Средняя Азия, Туркменские украшения, Иран, Заколки и украшения для волос

Туркменская налобная с подвесками-шельпе
Туркменская налобная с подвесками-шельпе
Туркменская налобная с подвесками-шельпе
 

Артикул: 11929

Туркменская налобная подвеска "Ильдиргич" (Ildirgitsch) с подвесками-шельпе.
Иран, туркмены, племя Эрсари, Салор или Сарык, 20-й век
Металл, просечная резьба, ручная работа.
Вставки - стекло.
Расстояние между концами - 360 мм
Ширина с подвесками - 145 мм (по центру), 290 мм (по краям)
Вес - 280 г.
Подвески-шельпе выполнены в виде стилизованных рыбок

Литература и аналоги:

1. Johannes Kalter. The Arts and Crafts of Turkestan. - New York: “Times and Husdon” 1983. - p. 90.
2. Layla S. Diba. Turkmen Jewellery. Silver Ornaments from the Marshall an Marilin R. Wolf Collection / Layla S. Diba – New York: The Metropolitan Museum of Art 2011 – р. 55.
3. Загитова М. «Ювелирные украшения Туркмении конца 19-начала 20 вв в собрании ГМИНВ», Издательский дом «Руда и Металлы» стр. 51-58
4. Ethnic jewellery from Africa, Asia, and Pacific islands. - Amsterdam and Singapore: The Pepin Press, 2008. - p. 91.
5. Wolf-Dieter Seiwert. Jewellery from the Orient. Treasures from the Bir Collection. / Wolf-Dieter Slwert – Stuttgart: Arnoldshe 2009 – p. 243.
6. Alfred Janata. Schmuck in Afganistan. / Janata A. - Graz: Akademische Druck – u. Verlagsanstalt, 1981. - s. 167.
7. Anne van Custem. A World of Head Ornaments. Africa, Asia, Oceania, America from Ghisels collection. / Anne van Custem – Milano: Scira Editore S.p.A. p. 92.

Цена: 0.00руб

Старинный иранский амулет каджарской эпохи. Иран, 19-й век.

Виртуальный музей декоративно-прикладного искусства Востока, Центральная и Южная Азия, Кулоны, подвески, Афганистан и Средняя Азия, Иран, Ожерелья, бусы, колье, подвески, амулеты.

Старинный иранский амулет каджарской эпохи. Иран, 19-й век.
Старинный иранский амулет каджарской эпохи. Иран, 19-й век.
Старинный иранский амулет каджарской эпохи. Иран, 19-й век.
 

Артикул: 11928

Старинный иранский амулет "Талисм" (طلسم) каджарской эпохи.
Иран, 19-й век.
Серебро, ковка, пайка, чеканка, гравировка.
Надписи в центре и по кругу - очевидно цитаты из Корана.
Шрифт - Насхи.
Диаметр - 56 мм.
Вес - 9 г.

Искусство художественной обработки металла было высоко развито в Персии еще в доисламские времена. Известны великолепные произведения древнеперсидских мастеров, - чаши, блюда, подносы, украшенные звериными и растительными мотивами.
С распространением ислама, анималистические изображения почти исчезают, на их место приходят геометрические узоры и искусно выполненные надписи арабскими буквами. Этот амулет относится к относительно поздней эпохе, однако его исполнение вполне традиционно для исламского искусства Ближнего Востока. Надпись на амулете не поддается прочтению, однако можно предположить, что это религиозные стихи, или цитата из Корана. Зачастую надписи на персидских изделиях 19-го века делались неграмотными ремесленниками, которые могли допускать ошибки при копировании текста, менять местами буквы.

Литература и аналоги :

1. А. А. Иванов. Иранские изделия из металла. / Во дворцах и шатрах. Исламский мир от Китая до Европы. Каталог выставки.: СПб. Государственный Эрмитаж. 2008. с. 228-235.

2. پرویز تناولی، طلسم: گرافیک سنتی ایران،
(Parviz Tanavoli - Telism: Grafic art of Iran)
تهران: نشر بن‌گاه، ۱۳۸۵،

Цена: 6,750.00руб

Деревянная шкатулка со сплошной инкрустацией "Хатам" - высокое качество

Афганистан и Средняя Азия, Иран, Аксессуары, посуда, шкатулки и коробочки

Деревянная шкатулка со сплошной инкрустацией "Хатам" - высокое качество
Деревянная шкатулка со сплошной инкрустацией "Хатам" - высокое качество
Деревянная шкатулка со сплошной инкрустацией "Хатам" - высокое качество
Деревянная шкатулка со сплошной инкрустацией "Хатам" - высокое качество
 

Артикул: 8597

Деревянная шкатулка со сплошной инкрустацией "Хатам" - высокое качество, инкрустирована также изнутри
Иран, Исфахан, современная работа
Деревянная основа из оливы, инкрустация ценными породами дерева, слоновой костью и латунью
Размер - 80/45/60 мм.

Хатам — необыкновенная персидская инкрустация по дереву — возникла в Иране в незапамятные времена, но своего наивысшего развития достигла в эпоху Сефевидов (XVI – XVII вв.). Окна и двери, сундуки, шкатулки, доски для игры в нарды и шахматы, рамы для картин, подставки для Корана, письменные приборы украшались шестигранными узорами из маленьких равносторонних треугольников. Узоры также бывают пяти-, восьми- и десятигранными, но именно шестигранники остаются наиболее популярными. Некогда треугольники были достаточно большими, но мастера довели инкрустацию до совершенства – сегодня вы с трудом сможете разглядеть составляющие хатама.

Для инкрустации используется следующее:

Дерево: апельсиновое, розовое, эбеновое, орех, ююба, эвкалипт и некоторые другие разновидности. Орех и эбеновое дерево позволяют получать черные треугольники. Коричневые делают из апельсинового дерева, хотя в более дорогих изделиях для этого используется ююба. Кроме того, из окрашенного апельсинового дерева иногда получают черные, желтые или красные треугольники.
Кость: верблюжья, коровья, слоновая, а также раковины устриц. Из кости делают белые треугольники.
Металлические нити (2 – 3 мм толщиной): медь, а также золото и серебро (в особенно дорогих изделиях). С их помощью получают желтые (золотые, серебряные и т. п.) треугольники.
Искусство создания изделий из хатама сравнимо с искусством плетения ковров – только в данном случае применяются несколько иные материалы и способы обработки. Давайте вместе проследим за этим интересным процессом:

Очень важно, чтобы каждая деревянная щепка, каждый кусочек кости или металлическая струна представляли собой трехгранник. Мастерская покупает такие материалы у специальных поставщиков: столяры делают дерево трехгранным, кость в других местах тщательно вываривают, очищают от жира и посторонних примесей и также придают трехгранную форму, а металлические «струны» протягивают через специальную машину. Ровные грани очень важны!

Хотя существует множество чертежей готового хатама, на деле ими пользуются разве что подмастерья. У настоящего мастера такой рисунок – в голове, он точно знает, чего хочет добиться. А вариаций существует великое множество.

Мастер аккуратно складывает трехгранные «палочки» вместе, в определенном порядке чередуя дерево, кость и металл. Минимум 48 таких «палочек» идет на один «голь» («цветок»), напоминающий звезду. Каждый «голь» собирают отдельно, затем тщательно скрепляют деревянным клеем. Только после этого все эти «звезды» начинают складывать вместе, в итоге получая заготовку длиной до 30 см. Как легко догадаться, работа эта долгая, трудная и кропотливая.

Очень важно, чтобы в хатаме не оставалось никаких зазоров, и составляющие каждого «цветка» и сами «цветки» прочно прилегали друг к другу. В хорошей мастерской таких заготовок сотни – и на всех узоры разные.

Потом мастер выбирает нужный ему узор и… одну за другой срезает тонкие 30-сантиметровые пластины с заготовки.

Разумеется, деревянную основу изделия (раму, шкатулку, пенал и т. п.), мастер делает заранее, все «хатамщики» — отличные столяры. Далее он прилаживает пластины хатама в соответствии с формой изделии. Для этого используется деревянный клей. В некоторых случаях пластины также нагревают, чтобы, например, они соответствовали форме сосуда, на которые их наносят.

Чем меньше треугольники, чем больше их количество, чем последовательнее повторяются узоры – тем тоньше инкрустация. Качество инкрустации также напрямую связано с качеством используемых материалов.

Разумеется, деревянная основа – не обязательное условие для хатама. Его можно наносить, например, и на медные сосуды.

Последним этапом является придание изделию характерного блеска и защита его от перепадов температур, мелких царапин и т. п. В Сефевидские времена для этого применяли сосновую смолу. В ХХ веке использовались различные лаки. Теперь же хатам обрабатывают полиэфирными смолами в специальных камерах — хорошее изделие должно жить долго!

Сегодня исфаханские художники (а центром производства хатама остается иранский город Исфахан) включают в работу серебряные украшения и традиционную роспись по эмали. Широко распространены инкрустированные шкатулки с миниатюрами на крышке.

Материал взят с сайта goiran.ru

Цена: 1,990.00руб

Иранский мужской перстень - талисман с сердоликом и каллиграфической надписью

кольца, Афганистан и Средняя Азия, Иран, Кольца

Иранский мужской перстень - талисман с сердоликом и каллиграфической надписью
Иранский мужской перстень - талисман с сердоликом и каллиграфической надписью
Иранский мужской перстень - талисман с сердоликом и каллиграфической надписью
Иранский мужской перстень - талисман с сердоликом и каллиграфической надписью
 

Артикул: 11897

Иранский мужской перстень - талисман с сердоликом и каллиграфической надписью.
Иран, 20-й век.
Серебро (90%)
Вставка - темно-красный сердолик с ручной гравировкой - шиитским зикром-поминовением, начинающемся со слова ...يا حسين "Йа Хуссейн...".
Размер вставки - 26/21 мм.
Высота от пальца - 10 мм.
Вес - 23 г.
Размер - 21

Ношение колец чрезвычайно распространено среди иранских мужчин. Почти каждый иранец носит на правой руке одно или два кольца. Чаще всего кольца носят на безымянном пальце, или мизинце, реже на указательном. В качестве материала колец иранцы предпочитают высокопробное серебро, ношение золотых украшений не дозволяется мужчинам исламом. Особенно популярны кольца и перстни со знаменитой иранской бирюзой, а также с сердоликовой печаткой, украшенной искусно выгравированной каллиграфической вязью - именем Аллаха и Пророка, короткими молитвами, именами святых, и др. Но в качестве вставок могут быть использованы другие самоцветы, - горный хрусталь, агат, хризопраз. Иранцы не подвергают камни огранке, предпочитая кабошоны или гладко спиленные печатки. Но иногда ювелир сохраняет природную поверхность камня, подчеркивая совершенство природы. Кольца не обязательно могут быть новыми, зачастую владельцы меняют или перепродают свои украшения, некоторые перстни передаются от отца к сыну.

Цена: 5,950.00руб

Винтажный иранский мужской перстень с бирюзой

кольца, Афганистан и Средняя Азия, Иран, Кольца

Винтажный иранский мужской перстень с бирюзой
Винтажный иранский мужской перстень с бирюзой
Винтажный иранский мужской перстень с бирюзой. Иран, конец 20-го века
Винтажный иранский мужской перстень с бирюзой. Иран, конец 20-го века
Винтажный иранский мужской перстень с бирюзой. Иран, конец 20-го века
 

Артикул: 11881

Винтажный иранский мужской перстень с бирюзой
Иран, конец 20-го века
Серебро (90%),
Вставка - керманская бирюза
Размер вставки - 8/12 мм
Высота от пальца - 6 мм
Вес - 6 г.
Размер - 19

Бирюза - один из самых древних и популярных камней-самоцветов в человеческой культуре, с давних пор наделявшийся магическими свойствами.
В Древнем Египте бирюзу называли Мефкат. Этот священный камень был посвящен богине любви Хатхор, его сакральное значение было связано с радостью и процветанием.
Самые древние месторождения бирюзы были найдены на Синайском полуострове, где бирюза добывается со времен фараонов.
Однако лучшими сортами бирюзы считаются камни, добываемые в Иране, в районе города Нишапура. Иранская бирюза имеет широкий спектр оттенков от бледно-голубого и зеленого до яркого небесно-голубого. Бирюза может иметь неоднородный цвет, включения пирита и темные прожилки. Каждый камень практически неповторим.

Цена: 3,550.00руб

Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью-зикром

Виртуальный музей декоративно-прикладного искусства Востока, кольца, Центральная и Южная Азия, Афганистан и Средняя Азия, Иран

Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью-зикром
Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью-зикром
Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью-зикром
 

Артикул: 11877

Иранский мужской перстень с сердоликом и каллиграфической надписью-зикром.
Иран, современная работа.
Серебро (90%)
Вставка - сердолик с гравировкой (зикр يا رقيه - "Йа Рукайа" - поминовение дочери Имама Хуссейна, шиитской святой).
Размер вставки - 17/24 мм
Вес - 16 г.
Размер - 20

Золотые украшения в Исламских странах никогда не запрещались, но и не поощрялись Кораном и Сунной. Изделия из золота считались принадлежностью загробного мира, как и вино они будут доступны лишь праведникам в раю, согласно исламскому учению. Некоторые хадисы осуждают ношение мужчинами золотых украшений, в том числе перстней и колец. На серебро этот запрет не распространяется, считается, что у Пророка был серебряный перстень с сердоликовой печатью, которой он удостоверял подлинность своих документов.

Ношение колец чрезвычайно распространено среди иранских мужчин. Почти каждый иранец носит на правой руке одно или два кольца. Чаще всего кольца носят на безымянном пальце, или мизинце, реже на указательном. В качестве материала колец иранцы предпочитают высокопробное серебро, ношение золотых украшений не дозволяется мужчинам исламом. Особенно популярны кольца и перстни со знаменитой иранской бирюзой, а также с сердоликовой печаткой, украшенной искусно выгравированной каллиграфической вязью - именем Аллаха и Пророка, короткими молитвами, именами святых, и др. Но в качестве вставок могут быть использованы другие самоцветы, - горный хрусталь, агат, хризопраз. Иранцы не подвергают камни огранке, предпочитая кабошоны или гладко спиленные печатки. Но иногда ювелир сохраняет природную поверхность камня, подчеркивая совершенство природы. Кольца не обязательно могут быть новыми, зачастую владельцы меняют или перепродают свои украшения, некоторые перстни передаются от отца к сыну.

Цена: 6,950.00руб

12